Рус  |  Узб

1
2
3
  • A-
  • A
  • A+

eco Школа

День Заповедников- отличный повод узнать и помочь.

В этом году в мероприятиях, посвящённых Заповедным территориям Узбекистана приняло участие более 5 000 человек, детей и взрослых из города Нукуса, посёлков Жаслык, Каракалпакостан, Кыркыз Кунградского района.Проведением этих мероприятий активисты Степных экологических клубов присоединились к акции Заповедный урок, посвященной 100-летию заповедной системы. Эту инициативу предложили поддержать в подобном формате российские коллеги из ЭкоЦентра «Заповедники». Вот что получилось у нас…

Отмечать день Заповедников в Каракалпакии стало доброй традицией. Его ждут и к нему готовятся. Мероприятия становятся масштабнее и увлекательнее. К тому же, это отличная возможность, чтобы ещё раз напомнить о тех животных и растениях, для которых Заповедник стал единственным островком надежды на спасение и выживание. Поэтому у организаторов Заповедных уроков, руководителей Степных клубов в Каракалпакии, есть несколько задач на этот момент: познакомить детей и молодёжь с заповедным делом, сделать его ближе и понятнее. А так же поговорить о том, как можно помогать в деле сохранения уникальной флоры и фауны Узбекистана.

Общая идея проведения дня Заповедников заключалась в том, чтобы вся школа была охвачена заданной темой и как можно больше детей и взрослых приняло участие в мероприятиях. При обсуждении было решено объявить конкурс для школьных учителей на открытый урок по темам «Заповедники Узбекистана» и «Заповедник рядом со мной».Вызов для учителей был серьёзным, потому что для начала, учителю нужно было самому хорошо ознакомиться с данной темой. Затем подумать, как увлекательнее и доступнее её преподнести детям, при этом умудриться как то интегрировать тему охраняемых природных территорий в тему по своему предмету. В этом и заключается методическое мастерство и творчество учителя.

Как будто морская волна, прокатились мероприятия по школам Каракалпакии. Начало было положено в городе Нукусе, в уникальном учебном заведении, в Центре образования и развития «ПРОГРЕСС». Здесь малыши начинают своё обучение в младших группах, затем продолжают уже по программе общеобразовательной школы, тут же могут посещать кружки по интересам. Образование здесь непрерывно, компактно, с фокусом только на детей и их развитие. Очень важным для ребят оказался опыт посещения Нижнеамударьинскогобиосферного резервата, общение с сотрудниками заповедника, встреча с грациозными Бухарскими оленями в их естественной среде. Педагоги центра «ПРОГРЕСС» подарили возможность детям познакомиться со всей экосистемой тугайных лесов во время посещения этой заповедной территории. Теперь, ребята, участники экспедиции уже сами делились впечатлениями со сверстниками в своих презентациях. Итоги дня Заповедников подводили в большом уютном зале, где собрались все классы. Праздничный день завершался грандиозным шоу, со стихами, песнями и танцами, викториной и просмотром документального фильма «Сайгак: право на жизнь».

Эстафету по проведению дня Заповедников принимала школа в посёлке Жаслык. В лидеры по Заповедным урокам вышли преподаватели физкультуры и музыки. Во время весёлых стартов ребята выбирали себе роль какого ни будь красно книжного животного, которому затем, преодолевая многие препятствия, нужно было попасть в свой Заповедник. Очень поучительная история: побывать в роли одного из прекрасных животных и побороться за выживание, даже в форме доброй игры и увлекательного состязания. А на уроке Музыки ребята попали в настоящую сказку, смогли примерить на себя роль персонажей кукольного спектакля, победить злых браконьеров и спасти маленького сайгачонка, который попал в уютный и безопасный дом – новый Заповедник. Победители конкурса получили почётные грамоты и памятные подарки, а затем все вместе, дети и взрослые, смотрели и обсуждали Топ 10 самых лучших заповедников мира. Настоящим, ярким, красочным подарком стало посещение командой экологов детского садика, где развивается очень интересная инициатива - «Сайга-МАМА». Здесь в содружестве персонала детского садика и родителей происходят настоящие чудеса. Творческие педагоги и родители-энтузиасты ведут воспитательную работу с самих «пелёнок». В этот раз они подарили малышам добрую, чудесную сказку, в котороймаленькие сайгачатаподружились с добрыми детьми, все вместе победили браконьеров, выручили из беды маму-сайгачиху и теперь радуются жизни в Заповеднике «Сайгачий».

В этом году зима в Каракалпакии как никогда, морозная и снежная. Степь сменила свою привычную желто-коричневую «одежду» на белую. Даже припорошенный снегом саксаул выглядит как пушистая ёлочка. На белом фоне отлично просматриваются все силуэты животных или птиц, попадающихся по дороге. Степные просторы, как обычно, бороздят верблюды, заботливо прикрытые попоной. Но глаз блуждает в надежде увидеть сайгака… К сожалению, пока не судьба. Но хочется верить, что скоро они вернуться в привычные для них места и человек всё-таки подарит им шанс на жизнь.

Группа экологов едет на праздник в следующий посёлок на Устюрте, самый дальний от столицы, города Нукуса, но самый ближний к комплексному ландшафтному заказнику «Сайгачий». Посёлок Каракалпакстан, известен наибольшим количеством проживающих на его территории людей, которые до сих пор занимаются браконьерством. Как противовес Добра, в посёлке есть чудесная школа № 56, в которой функционирует Степной клуб под руководством очень молодой девушки - БотакозРахмановой. Она всегда удивляет своим творческим подходом, глубоким пониманием темы, способностями лидера и организатора и талантом педагога. В фавориты лучших заповедных уроков определились уроки географии и ботаники. Награждение победителей конкурса состоялось в небольшом, но очень уютном зале, украшением которого является фреска с изображением экосистемы степи. Экотеатр и флешмоб дополнили ощущение праздника. А разнообразную картину заповедников Узбекистана закрепил документальный фильм о Чаткальском заповеднике, который представили вниманию участников эксперты из Ташкента.

«Волной» Заповедных мероприятий накрыло ещё один посёлок Устюрта.В посёлке Кыркыз лидеры Степных клубов подготовили спектакль, конкурсы и викторину. Все участники школьного праздника с большим интересом посмотрели фильм о Чаткальском заповеднике и получили возможность пообщаться с его сотрудниками, задать вопросы и узнать много интересной информации о заповедных территориях Узбекистана, о проводимых научных исследованиях и наблюдениях, о суровых буднях инспекторов.

Основную угрозу для сохранения биоразнообразия Узбекистана представляют сокращение и значительное изменение ареалов. Охрана биоразнообразия наиболее полно осуществляется в государственных заповедниках, природных парках и биосферном резервате. На сегодняшний день на территории Узбекистана имеется 8 Заповедников: Чаткальский биосферный горно-лесной, Гиссарский горно-лесной, Китабский геологический; Зааминский горно-арчевый; Нуратинский орехово-плодовый; Зарафшанский тугайный; Кызылкумский пустынно-тугайный; Сурханский горно-тугайный. Имеется два Национальных природных парка: Угам-Чаткальский государственный национальный природный парк и Зааминский национальный природный парк. Бывший заповедник Бадай-Тугай преобразован в Нижнеамударьинский  государственный биосферный резерват. Так же есть один природный питомник: Экоцентр «Джейран» в Бухарской области. В июле 2016 года был утверждён комплексный ландшафтный заказник «Сайгачий» на территории Муйнакского и Кунградского районов Республики Каракалпакстан.

Завершились дни Заповедников на Устюрте, проведены заповедные уроки, отшумели школьные мероприятия. Все школы опять вернулись в свой привычный учебный режим. Но учителя и руководители Степных клубов ещё долго делились впечатлениями друг с другом. В одном все они были единодушны: в душе каждого участника Заповедных мероприятий «закрепилась» частичка доброго отношения к окружающей природе, а так же ощущение сопричастности с общим делом сохранения очень хрупких и уникальных экосистем.

Н. Шивалдова 

 

Мастерская юных защитников природы.


Мастерская юных защитников природы.

 

По традиции, в последние недели уходящего лета, лидеры экологических клубов получили возможность обменяться идеями и получить новый импульс для предстоящей деятельности на будущий учебный год в летнем экологическом лагере «Эко-школа 2016».

Лагерь проходил в горной живописной местности, поблизости с Чаткальским заповедником. Аромат душистых горных трав, кристально чистый горный воздух и родниковая вода, изобилие флоры и фауны, прекрасное горное озеро усилили возможность юных экологов ещё больше проникнуться любовью  к природе и открыть для себя много новых знаний о ней.

Программа экологического лагеря была очень насыщенной,  в этом году помимо общеотрядных экскурсий, занятий и игр на природе, функционировали три секции, посещение которых ребята могли выбрать исходя из своих предпочтений.

В секции «Экодизайна» ребята учились видеть в любом, даже самом обычном предмете неповторимый АРТ-объект, каждый объект природы вдохновлял, а простая гладкая галька со дна горной речки могла стать основой для художественного творчества. Даже самый  обычный, подкрашенный заранее, песок становился яркой красочной палитрой, при помощи которой, создавались удивительные песчаные картины. По итогам работы секции «Экодизайн» была подготовлена выставка, где каждый участник смог с гордостью представить своё творчество и продемонстрировать новые навыки.

Неповторимым «окном» в мир творчества и природы стала работа секции «Экологический театр», где ребята проявляли свои артистические таланты в постановке спектакля кукольного театра. Первые шаги делались с разработки сценария общими усилиями. Каждый участник предложил свою версию сказки, части которых непременно нашли отражение  в общем сюжете. Основной темой, вокруг которой развивался сюжет, была выбрана тема нового ландшафтного заказника «Сайгачий», который был официально открыт 22 июня 2016 года в Каракалпакии, ну и конечно актуальная тема защиты сайгака от браконьерства.  В сказке было много необычных персонажей, удивительных превращений, волшебства, борьбы добра со злом, где, конечно же, добро и дружба побеждают... Следует отметить, что мастер-классы в «Экологическом театре» шли не только по театральному мастерству и знаниям экологии, но и по подготовке кукол – своих персонажей. Показ спектакля  кукольного тетра не оставил равнодушным ни одного зрителя: ни ребёнка, ни взрослого. А мы, педагоги , ещё раз убедились в мощной воспитательно-просветительской силе такого творческого жанра как кукольный театр на экологическую тематику.

За всем происходящим  во время занятий в секциях, да и за всеми  другими событиями из кипучей жизни Экологического лагеря пристально наблюдали юные эко-журналисты, участники третьей секции по интересам. Для начала начинающие журналисты получили знания о жанрах журналистского ремесла, научились готовить заметки, интервью, видео и фото репортажи, а затем приступили к выполнению своего творческого задания и сбора материалов для информационных стен газет.Жизнь эко-лагеря шла согласно утверждённого распорядка дня и запланированной программе текла своим чередом. Обучающая и творческая работа осуществлялась не только с участием ребят из экологических клубов, но с учителями-энтузиастами, руководителями детских экологических клубов. Конечно, взрослые наставники были активными и непосредственными участниками всех событий, во время которых могли приобрести навыки в работе и приобщиться к новым методам экологического образования. Педагоги так же получали задания, выполнение которых стало  хорошей помощью для реализации активностей в экологических клубах в течении всего нового учебного года. Педагогами были разработаны сценарии таких экологических праздников  как «День Мигрирующих животных», «День заповедников», «День Сайгака» и другие.



Ярким примеров по разработке и проведению праздника  с экологической составляющей стал «День Нептуна», незабываемое событие для всех участников  экологического лагеря. «Радостные», а затем «трагические» события  со сказочными персонажами происходили на берегу «Аральского моря» (в действительности возле бассейна с водой), но справедливый властелин воды Нептун пришёл на  помощь и помог навести порядок. Этот праздник проходил в тематический день Воды, когда большое внимание  уделялось важности для всего живого этого незаменимого природного ресурса. Тут можно уточнить, что в экологическом лагере все дни были тематическими; День биологического разнообразия, День Защитника природы, День Чистого воздуха и здоровья, День Воды и День Дружбы. Соответственно и все мероприятия этого дня проходили в рамках конкретной темы.

          Бесспорно, жизнь в экологическом лагере – это не отдых, а труд, для всех. Все участники понимают, что собрались сюда не для того, что бы праздно прожигать своё время, а получить максимальную пользу для дальнейшей природоохранной и просветительской деятельности в качестве лидеров молодёжных экологических клубов. В Задачи организаторов входило так же организовать обучение, так что бы оно было в неформальной  обстановке, эмоционально и увлекательно. Отлично зарекомендовали себя экологические игры и упражнения, такие как «Экосистема», «Хищники и жертвы», много полезных советов и навыков Организаторы лагеря получили во время обучения в Зоопарке и Сафари-Парке  города Сан-Диего в рамках программы «Обучения для учителей». Так же с помощью коллег из Сан-Диего были разработаны и апробированы методическое пособие для учителя и активный учебник для ученика «Сайгак – Дух степи», который в скором времени будет предоставлен для работы по всей сети Степных клубов.

          Все десять дней экологического лагеря «-2016» пролетели мгновенно, но оставили много памятных и ярких впечатлений, ребята  и учителя вернулись к себе в посёлки, переполненные  важной информацией и яркими впечатлениями, а самое главное - переполненные желанием внести свой посильный вклад в дело защиты сайгака.

          Важно отметить, что данный экологический лагерь в Узбекистане проводится уже второй год. Накоплен определённый опыт, отработаны образовательные  методы и воспитательные подходы, сложилась творческая дружная команда коллег-энтузиастов. При этом, следует отметить особо участие и помощь в организации экологического лагеря таких партнёрских организаций как Республиканский Детский Центр Краеведения и Экологии «Баркамол Авлод» (Министерство народного образования РУз); Эколого-ресурсного центра «Ekomaktab», экспертов из Института Генофонда Растительного и Животного мира Академии наук РУз.

Наталья Шивалдова.

Эксперт по экологическому образованию

Сайгачонок "заговорил" с людьми.

Маленький сайгачонок заговорил и это случилось во время спектакля кукольного театра.

В посёлковых школах Каракалпакии, поблизости с местами обитания сайгака, был осуществлён ещё один прогрессивный проект: «Экологическое воспитание и информирование населения при помощи кукольного театра». Очень трогательные мини спектакли не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. После быстрых репетиций школьники становятся актёрами, повествующими о добре и зле, любви и бережном отношении ко всем животным, без исключения. За то, что бы сыграть роль сайгачонка и его мамы шло настоящее соревнование, что стало свидетельством нарастающей популярности этих животных и изменении потребительского отношения к сайгакам у населения. Во время спектакля кукольные персонажи выходят в зал к зрителям и проводят небольшие интерактивные упражнения.

Во время спектаклей дети помогают перевоспитать злого браконьера, спасти орла и подружиться со многими обитателями степей. После выступления, для ребят и их взрослых наставников были проведены мастер-классы по изготовлению кукол и театральному мастерству. Хорошая практика и успех данного образовательного проекта стал возможен благодаря идее и энтузиазму молодого биолога Александры Заславской. Продолжение спектаклей все готовы увидеть во время праздника «День сайгака». Мы в предвкушении сказки, которая возможно, начнёт уже скоро осуществляться в реальности.

Н.Шивалдова.

Внимание, конкурс: «Прекрасные творения природы».

Британский Совет, Делегация Европейского Союза в Узбекистане и посольство Великобритании в Узбекистане объявляют конкурс, посвященный прекрасным творениям природы. Конкурс будет длиться один месяц и результаты будут объявлены 22 апреля во Всемирный день Земли!

Условия конкурса:

- сделайте (найдите в своем архиве) фотографию редкого природного места, растения или животных Узбекистана
- дайте краткое описание к фотографии, указав название этого места/растения/животного и его особенности.
- опубликуйте фото и описание на стене Facebook страницы Британского Совета в Узбекистане или на вашем акаунте в Instagram с хэштегом #‎GreenUz  и отметив @uzbritish
Фотографии принимаются до 09:00 19 апреля 2016 года. Победители будут объявлены 21 апреля 2016 года.
Автор лучшей фотографии с описанием, по мнению жюри, будет награжден планшетом! Лучшие 10 участников будут награждены памятными призами от организаторов.
Внимание! Один участник может прислать только одну фотографию. Фотографии должны быть авторскими, в случае обнаружения плагиата, конкурсант будет исключен.
Жюри будет отдавать предпочтение креативным, ярким и позитивным фотографиям! Удачи!

Движение «Друзей заповедных островов» без границ.

Движение «Друзей заповедных островов» по инициативе ЭкоЦентра «Заповедники»   развивается вокруг заповедных территорий с 2000 года. Поначалу оно объединяло только энтузиастов в России. В этом году движение «Друзей заповедных островов» вышло международный уровень, подчёркивая тем самым, что природа не признаёт границ.

В Международном молодежном экологическом конгрессе лидеров «Друзей заповедных островов»-2015 смогли представить свой опыт природоохранной деятельности так же экологические клубы из Белоруссии, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. Международный форум экологов состоялся по инициативе ЭкоЦентра «Заповедники» в рамках проекта Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, при участии Минприроды России, совместно с Департаментом экологии и природопользования Воронежской области. А принимал всех со 2 по 6 ноября славный город Воронеж. 

Научные сотрудники заповедников, учителя-энтузиасты, талантливая и пытливая молодёжь, активисты из числа местных жителей, одним словом, все не равнодушные люди, объединяют свои усилия в поддержку заповедников и природных парков, что бы помочь, спасти и сохранить.

Командой из Узбекистана на конкурс проектов «Друзья Заповедных островов» был представлен опыт по организации, развитию и работе Степных клубов Каракалпакии. Команду из Узбекистана на Конгрессе экологов представили руководители самых активных экологических клубов: «Надежда» из с.ш. №37 города Нукуса под руководством Абдикаримовой Мадины; «Акбокен» из с.ш. №54 посёлка Жаслык под руководством Шайменова Садырбая, а так же эксперт-практик в области   экологического образования Шивалдова Наталья.

 Главным объектом для просветительской деятельности Степных клубов является уникальная антилопа – сайгак. Всё мировое сообщество обеспокоено резким сокращением популяции данного вида. Его численность за очень короткий период времени сократилась на 95%.  В этой связи из списка охотничье-промысловых видов он попал сначала в международные красные списки МСОП, а потом в Красную книгу Узбекистана.

Дети занятые в Степных клубах, под руководством взрослых наставников проводят просветительскую деятельность в защиту сайгака, учувствуют в  ЭКОтеатрах и агитбригадах, выпускают молодежные экологические газеты, являются не только активными участниками, но и организаторами   экологических праздников, изучают природу и историю своей родины, культурные традиции.

 В Каракалпакии в ближайшее время будет создана новая Охраняемая Природная Территория (ландшафтный заказник "Сайгачий"). Это будет самая большая по площади в Узбекистане охраняемая заповедная территория.  Учитывая сложную ситуацию с сохранением и восстановлением Устюртской популяции сайгака, просветительская деятельность экологических клубов и работа с населением в этом регионе являются очень актуальными.

История Заповедного дела знает множество примеров развития общественных инициатив вблизи заповедника, уже после его организации. Деятельность Степных клубов в Каракалпакии опережает события, что отражает обеспокоенность людей ситуацией по резкому снижению численности сайгака  и их стремление внести свой посильный вклад в сохранение сайгака, улучшение окружающей природы   в целом. 

Подобный энтузиазм был высоко оценён участниками Международного экологического Конгресса. Став лучшими среди 17 молодежных клубов России и ближнего зарубежья, активисты из Степных клубов смогли сплотить вокруг проблемы сохранения сайгака всех участников Конгресса. Участники экологического Конгресса так же отметили значительный вклад «Альянса по сохранению сайгака» в становление и активную природоохранную деятельность сети Степных клубов. Первое место в конкурсе реализованных природоохранных проектов школьники из Узбекистана разделили со Степными клубами Калмыкии. У ребят были схожие проекты по спасению сайгака, поэтому они выступали объединенной командой.

Победителям вручили дипломы, а в подарок от Организаторов были предоставлены солнечные мини электростанции, очень востребованные в полевых условиях работы на степных просторах Устюрта.

Участники Конгресса имели возможность обменяться опытом работы, посетить мастер-классы, представить презентации по лучшим практикам природоохранной деятельности. А в заключении все участники посетили Воронежский заповедник, где смогли познакомиться с достижениями по разведению и   сохранению бобров и других уникальных представителей лесной фауны.

Наталья Шивалдова

Директор Эколого-ресурсного центра «EKOMAKTAB». 

О ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИИ С МАЛЫХ ЛЕТ

Каждый ребенок познает красоту этого мира через природу.

Именно богатая палитра окружающей среды  окрашиваетего восприятие  всеми цветами радуги,  сюжеты  самых разных  детских сказок учат его беречь  природу, уважительно относиться к животным и растениям.   И   когда ребенок приходит в школу за новыми знаниями , очень важно не прерывать  эту тонкую нить между  детьми и окружающей средой.

Сохранить, воспитать и пронести  чувство любви к природе во взрослую жизнь - непростая задача, которая возложена на преподавателей. Многое зависит от педагогического таланта  молодых учителей, их активности и желания проводить  уроки природоведения не «для галочки».

Государственный комитет Республики Узбекистан  по охране природы, природоохранные организации и экологические ННО страны с большой радостью поддерживают  инициативность   учителей, стремящихся   раскрыть для учеников с разных сторон  такой непростой предмет изучения, как  экология родного края. Почему непростой? Потому что еще  тридцать лет назад подходы в изучении предмета экологии  коренным образом отличались от сегодняшних требований. Принцип «человек - хозяин природы» уходит в прошлое,  формируется  новое понятие, как образование в целях устойчивого развития (ОУР), которое должно начинаться с малых лет. Необходимо развивать в ребенке личность, умеющую беречь окружающую среду, заботиться о благах, данных природой и благоустраивать  ареал обитания, в котором он находится.

13 марта в школе № 50 города Ташкента состоялся открытый урок  природоведения для учеников младших классов, в котором приняли участие специалисты Госкомприроды, Наталья Шивалдова, руководитель ННО "Эко-Мактаб" и Ирина Бекмирзаева, менеджер совместного проекта  Госкомприроды, ПРООН и  ГЭФ  «Национальное планирование в области биоразнообразия для поддержки реализации Стратегического плана Конвенции о биологическом разнообразии в Узбекистане на 2011 - 2020 годы».

Ученики  второго «Ж»    вместе со  своей классной руководительницей    Лейлой Ализаде тщательно  подготовились к встрече  с гостями. Дети  писали доклады о краснокнижных животных, выучили стихи и песни о природе, украсили  кабинет  яркими информационными плакатами  и цветами, и  даже  добавили небольшую эстетическую «изюминку»- девочки украсили себя цветочными венками. Настоящий праздник природы!

Дети, несмотря на свой нежный возраст, по-настоящему удивили своей эрудированностью. Они хорошо разбираются в  разнообразии растительного и животного мира, в географических и природных особенностях  родного края  ив важности природных ресурсов в  жизни человека. Особенно малышам  полюбился снежный барсик, многие  их презентации были посвящены именно этому прекрасному животному семейства кошачьих.

Хония Асилбекова, начальник отдела Научно-Технического прогресса и пропаганды Госкомприроды,  познакомила учеников с историей создания Красной Книги Узбекистана, с ее основным назначениеми  рассказала о том, какую работу проводят экологи и ученые  для сохранения краснокнижных видов. Специалист Госкомприроды подготовила  небольшие зарисовки из жизни наиболее ярких  представителей Красной книги. Также в  библиотечный фонд школы были переданы  краткий справочник по птицам Узбекистана, подготовленный Обществом охраны птиц Узбекистана,  последнее издание  Красной  книги Узбекистана , книжки известного детского писателя Раима Фархади «Химическая Вселенная. Из плохого делаем хорошее» и диски с пением птиц нашего края.

Книга «Химическая Вселенная. Из плохого делаем хорошее» может послужить  замечательным вспомогательным материалом  для проведения уроков по химической безопасности для учеников  младшего класса.

Далее проведение  открытого урока перешло  в руки  Натальи Шивалдовой, руководителя ННО «Эко-Мактаб». Надо отметить, что «руки» очень опытные, помимо того, что она  является   главой одного из активных экологических ННО  в стране, у нее имеется  многолетний опыт преподавания в школе. Ее выбор пал на интерактивные игры. Т.к. тематика урока была посвящена Красной книге и представителям исчезающих видов, одна из интерактивных игр  должна была в понятной и доступной форме объяснить  для детей принципы взаимодействия человека и природы. Каждый маленький участник игры представлял какое-либо животное или растение, а    красная нить как символ жизни,  связала их в   крепкую  и надежную  связь, пока не пришел «человек» и ножницами не разрезал их нити. Так и поступают люди, беря в руки оружие,  расширяя границы городов и вторгаясь на территорию природы.

В завершении встречи Ирина Бекмирзаева познакомила   юных школьников с Конвенцией о биологическом разнообразии. Это международное соглашение  предусматривает глобальное объединение  усилий мировых государств  в целях сохранения биоразнообразия на планете, устойчивом  использовании  его компонентов и совместном получении на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Сегодня более 170-ти стран, в том числе и Узбекистан, присоединились к Конвенции о биологическом разнообразии. Для реализации  целей Конвенции в Узбекистане  был разработан проект Национальной Стратегии и План Действий по сохранению биологического разнообразия, который  предусматривает и  широкое информирование общественности о практических результатах, осуществленных в рамках Конвенции.

 Глобальные цели начинаются с малых истоков,  о природе никогда не поздно  заботиться и  в любом возрасте  можно стать ее  «другом». Возможно за партами 2-го «Ж» школы № 50  сидел или сидела выдающийся ученый - эколог  или активный защитник природы в будущем.

 

Виктория Рзаева

Информационная служба Госкомприроды

"ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ", КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Повышение потенциала методических работников Дополнительного образования, развитие системы методической службы на местах, возможность обмена опытом, включение в систему лучших практик по организации досуга подрастающего поколения и обсуждение перспективных направлений образовательной деятельности эколого-краеведческой направленности, всё это входило в насыщенную программу семинара-тренинга. Проведение первого семинара-тренинга в городе Джизаке стало стартовым в череде запланированных мероприятий.

Подробнее...

«ДЕНЬ МИГРИРУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ» - ЕЩЁ ОДИН ПОВОД СТАТЬ БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ.

Самые разные представители животного мира периодически отправляются в рискованное и изнурительное путешествие только для того, чтобы выжить, как вид. Сколько опасностей и преград встречается на путях мигрирующих животных.  Очень многие – смертельные, созданы искусственно, руками человека. Сайгак – один из числа чемпионов по протяженности своих миграционных перемещений.   

В Узбекистане наиболее протяжённые сезонные миграции осуществляют сайгаки, относящиеся к Устюртской популяции. Осенью сайгаки приходят со степей Казахстана на Устюрт, что бы пережить зиму, весной вывести потомство, а летом снова отправиться в степи на территорию соседнего государства.

Помимо этих копытных, так же мигрирует по горным снежным кручам снежный барс.  Он перемещается в след за горными козлами, которые являются его основной добычей. За один сезон снежные барсы могут по несколько раз пересечь границы Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана.

С одного берега реки Амударьи на другой, с территории Узбекистана в Туркмению и обратно, перемещаются Бухарские олени. В озёрах на территории Узбекистана делают остановки водоплавающие птицы, например фламинго, пеликаны и др.  Всем знакомы такие воздушные мигранты как ласточки, дрозды, синицы. А в степях, пустынях и горах охотятся, строят свои гнёзда и выводят своё потомство хищные птицы - скопа, кречет, балобан, полевой лунь.  Они так же прилетают в определённое время года, на сезон, а затем возвращаются обратно.  

Подробнее...

СТЕПЬ БЕЗ САЙГАКА – КАК КАЛМЫКСКИЙ ЧАЙ БЕЗ МОЛОКА.

Осенью 2014 года, коллег с региональных Степных клубов, гостеприимно принимала команда калмыкских учёных из «Центра диких животных Республики Калмыкии» под руководством директора Центра, профессора, доктора биологических наук Арылова Ю.Н.   На базе Центра состоялся международный семинар «Мероприятия по сохранению сайгака в диалоге с общественностью», в котором смогли принять участие лидеры Степных клубов с Узбекистана, Казахстана и России, а так же международные эксперты -   представители Альянса по сохранению сайгака (SCA) и Народного фонда опеки редких видов (PTES), учёные и исследователи, занимающиеся вопросами сохранения сайгака.

Степными клубами пройден этап становления, налажены контакты с природоохранными ведомствами и силовыми структурами, проводиться активная работа по информированию и формированию общественного мнения в защиту сайгака. Уже имеются первые и ощутимые результаты – значительное снижение уровня браконьерства в регионах, где к природоохранной деятельности активно подключилась данная общественная экологическая инициатива.

Подробнее...

ЛУЧШИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ПРОЕКТ ВО БЛАГО ОБЩЕСТВА.

Социальное и экономическое развитие государства в значительной мере зависит от молодежного фактора, который во многом определяет будущее Республики. При этом необходимо учитывать потенциал творческой молодёжи, обладающей креативным мышлением, желанием созидать и развиваться.

Идея предоставить молодёжи возможность проявить свой потенциал в подготовке и осуществлении различных проектов легла в основу организации и проведения республиканского конкурса «Самое лучшее инновационное мышление-2014». В конкурсе приняло участие более 1400 учебных заведений Узбекистана  и 20000 учащихся средне-специальных профессиональных колледжей в возрасте от 16 до 18 лет. Мероприятия конкурса были нацелены на улучшение навыков инновационного мышления, лидерства, коммуникации и планирования. В ходе конкурсных мероприятий молодёжные команды получили возможность проявить способности командной работы, финансовой грамотности и предпринимательства. По замыслу организаторов, молодёжные команды разрабатывают свои инновационные бизнес идеи, которые направлены на решение определенных социальных задач. Наиболее успешные идеи в дальнейшем получат поддержку и будут воплощены в жизнь.

Подробнее...

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ И ТЕЛА.

Экология души

«Я мыслю, значит, я существую», - сказал когда-то великий математик и философ Рене Декарт. От себя немного добавим: ты – это то, как ты мыслишь. Экология тела начинается с экологии души. Сколько раз мы в детстве слышали от родителей фразу «без задней мысли», что означает честно, впрямую. Стать правдивым по отношению к себе – это первый шаг к познанию своего «Я».

Что такое чистая душа? Это живая душа честного человека. Такое явление в наше время встретишь не часто. Чистой душой обладают, пожалуй, лишь дети, не успевшие разочароваться в окружающем мире, и юродивые, просто неспособные намеренно совершить дурной поступок. 

Подводя итог нашим философским размышлениям, хотелось бы отметить, что во всем должна быть своя гармония. Чистота души не может существовать без чистоты тела.

Подробнее...