Рус  |  Узб

1
2
3
  • A-
  • A
  • A+

Экологическое образование, предмет или образ жизни?

 

Требование времени о необходимости формирования у новых поколений землян экологического мировоззрения идёт вразрез с традиционным устоявшимся учебным планом средней школы, основанным на значительной самостоятельности учебных дисциплин. Экологическое образование во всём мире составляет основное содержание современного образования. Это связано с тем, что на современном этапе развития цивилизации 7 млрд. человек на Земле – это больше, чем жило и умерло людей с момента появления Homo sapiens до 2000-го года и живёт в настоящее время. 

Для удовлетворения своих потребностей человечество использует больше природных ресурсов, чем природа успевает возместить за счёт круговорота веществ. Это означает, что мы сидим на сучке, который подпиливаем сами, и рано или поздно возникнет угроза существованию единственной человеческой цивилизации.

Думать о том, что завтра ничего не произойдёт глубокое заблуждение. Так, например, процветавшие ранее динозавры 170 млн. лет жили на Земле и вымерли 120 млн. лет назад. И сейчас мы может изучать только ископаемые их остатки. Сейчас у человечества появился общий враг – он САМ, его деятельность, поскольку природа перестала быть неисчерпаемой кладовой, из которой можно только брать и брать. Это обстоятельство позволяет надеяться, что в борьбе с этим общим врагом, объединяющие человеческие идеи будут реализованы в обозримом будущем. Это ставит перед нами задачу выработки нового мировоззрения.

Экологическое образование, является основным содержанием этого мировоззрения. Приобретая социологическую и политическую направленность, оно всё больше отходит от изначально биологического содержания, способствует изменению образа жизни людей. Большое значение в данном процессе призвана играть школа. Почему сегодня современное образование не отвечает требованиям времени? На это имеется несколько причин. Школа всегда была надстройкой над полученным в семье образованием и воспитанием. Она принимала желающих получить дополнительные знания, но не отвечала за мощный пласт внешкольного становления личности.

 Кто должен отвечать за экологическое воспитание, да и за становление личности в общем и в целом? Современная школа не принимает в расчёт, что за последние 50–100 лет воспитательные возможности семьи поубавились.  Взрослые большую часть времени проводят вне дома – на работе. У многих детей не возможности , как это было раньше, быть участниками “семейного труда” и в процессе совместной со взрослыми деятельности перенимать их опыт, знания, нормы поведения. Воспитание в современной семье стало во многом декларативным, не основанным на жизнеобеспечивающей деятельности. Казалось бы, школа, в которой дети проводят значительную часть времени и с которой связана их учебная активность, должна стать движителем воспитания. Однако для этого у нее недостаточно ресурсов. Да и учебная активность не соответствует по своему статусу трудовой, оставаясь по сути игрушечной.

На сегодняшний день сфера ЭО в Узбекистане прошла значительный путь развития и перемен. Не всегда можно сказать, что этот путь положительный и только по нарастающей…На какой то момент, ЭО попал в процесс экспериментов и опытов. Экспертам от многих образовательных ведомств и ННО, объединённым в рабочую группу Координационного Совета по ОУР на основе совместного Постановления Министерства высшего и средне-специального образования, Министерства народного образования и Госкомприроды Республики Узбекистан за №242/33/79 от 7 ноября 2005 года, был выбран курс на внедрение основ экологических знаний в общеобразовательные и специальные предметы на основе интегрирования. Это, очень весёлая идея, которая заранее была обречена на несостоятельность! Экологические разделы нередко встроены искусственно и  чужеродно в традиционные школьные дисциплины, поэтому на их изучение у учителей-предметников в условиях сокращения объёма учебного времени часто не хватает часов.

Можно сказать, что тогда этот подход был продиктован объёмностью и перегруженностью учебных программ школ, колледжей и лицеев. А так же непониманием экспертной группы важности глобального реформирования всей образовательной системы с учётом требований современного мира. Начиная своё движение в сфере развития ЭО многие эксперты в Узбекистане  отталкивались от следующих существующих проблем, обосновывая свой выбор невозможностью реформирования образовательной системы:

- отсутствие квалифицированных кадров;

- перегруженность учебных программ и невозможность включения в неё специального предмета по экологии;

- отсутствие информационной и учебнометодической базы;

- нежелание ключевых министерств и ведомств (МНО и МинВУз) выставить необходимые приоритеты, брать на себя ответственность и заниматься в серьёз реформированием ЭО и ОУР (эта проблемы была негласной, но реальной. И повлияла на развитие всего процесса).

Согласно принятому направлению экологическое образование было отнесено в область дополнительного, за исключением специфических профессиональных программ ряда ВУЗов Узбекистана. Таким образом, оно было перенесено из ряда насущных вопросов, требующих своевременных шагов и решений на самотёк.

Раздробленное и плохо взаимосвязанное преподавание экологии не способно сформировать у школьников целостного представления о месте человечества в биосфере, о взаимной связи абиотических, биотических, антропогенных процессов на планете, об исключительно важной роли экологической политики и, наконец, о личном обеспечении экологической безопасности.

С этого и начался закат ЭО в Узбекистане. К сожалению, все действия в области ЭО и ОУР, предпринимаемые ключевыми образовательными министерствами и ведомствами, носят больше декларативный характер и выполняются на бумаге.

 В рамках недавнего проекта волонтёры ННО «Ekomaktab» проводили социологический опрос на предмет получения основ экологических знаний в школьной системе. Многие ответили, что им просто скучно сидеть на уроках, преподавание тем ведётся не интересно. Много интересной и важной для себя информации ученики находят из других источников самостоятельно.

Самым печальным является тот факт, что на вопрос «Что такое экология?» правильного ответа не смог дать ни один учащийся. На вопрос: «назовите глобальные экологические проблемы человечества, и выделить известные проблемы по Узбекистану» все ответы сводились к «гибели Аральского моря». Вот такой уровень понимания и знаний, полностью противоречащий современному требованию времени.

Н. Шивалдова