Рус  |  Узб

1
2
3
  • A-
  • A
  • A+

ОУР - образование для перемен.

Ни для кого не секрет, что мы живем в эпоху обострения многочисленных кризисов, природных и техногенных катастроф, которые носят и локальный, и глобальный характер. Многие убеждены в системном характере данных явлений и говорят, что причина происходящего кроется в «неустойчивости развития» челове чества. В самом деле, как объяснить, что в наш век технического прогресса и колоссальных достижений науки и техники 1,1 миллиард людей в мире (2 человека из 10!) лишены доступа к безопасному водоснабжению, около 2,6 миллиардов живут в антисанитарных условиях?

     Как можно понять, что наибольшая часть мирового богатс тва расходуется на военные нужды, наркотики и алкоголь? Почему, осознавая, что загрязнение и деградация окружающей среды негативно отражаются на здоровье людей, на состоянии природы со всеми её обитателями, постепенно лишают экономику источников её развития… зная всё это, мы продолжаем планомерно загрязнять и истощать воды и земли? Неужели нет альтернативы? Или нам безразличны судьбы наших потомков? Таких вопросов масса, и, хотя мы, казалось бы, хорошо образованы и информированы, ответы на них пока не очевидны. Для многих из нас мир сегодня это - клубок неразрешимых противоречий. Одним из самых критических считается несоответствие целей экономического роста и сохранения природной среды, что в свою очередь обусловлено противоречием между пространственной ограниченностью Земли и её ресурсов и пос-тоянным стремлением человечества к развитию. Мы не знаем точно, что нас ждёт впереди, но, бесспорно, будущее формируется сегодня. Разруха начинается в головах, но там же зарождается и порядок…

Для перемен в жизни общества, прежде всего, нужны перемены в образовании. «Образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего. Именно образование будет формировать мир завтра». (Образование для устойчивого будущего: Междисциплинарный взгляд для конкретных действий, ЮНЕСКО, 1997).

Альберт Эйнштейн, величайший преобразователь научного мышления, всемирную славу которому принесла его теория относительности – современное учение о пространстве, времени, движении, массе и энергии - открывшая новые пути в мировой науке, тем не менее, писал: «Дальнейшее развитие человечества будет зависеть от его моральных устоев, а не от уровня технических достижений».

Развитие цивилизации принято рассматривать в виде неких последовательных этапов, таких как, первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический…. Многие считают, что сейчас наступает новая эпоха в развитии человечества – информационная, и от общества потребления мы переходим к обществу созидания. Звучит достаточно оптимистично…

Разумеется, можно поспорить по поводу (названий этапов развития человечества) или необходимости соблюдения последовательности при «переходе» от одной фазы развития к другой, конкретного места каждого общества (государства) на этом пути развития… но одно бесспорно – мир меняется, и, похоже, темпы этих изменений ускоряются. Вслед за постоянными  переменами культурно-технологического базиса меняются социально-политические и экономические модели и структуры общества.

На фоне всего этого, по меньшей мере, странно выглядит система образования – система подготовки специалистов для разных областей человеческой деятельности в меняющемся обществе - общие принципы и подходы которой не меняются уже в течение последних 300 лет. Как известно, доминирующая сегодня во всем мире классно-урочная форма обучения (передачи знаний) возникла в начале 16 века в Европе. Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт целого ряда прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классноурочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания. В основе её – передача имеющихся знаний от образованных людей (учителей) другим членам общества. Этот процесс протекает в группах людей примерно одного возраста, в определенное время, в определенном месте и в соответствии с определёнными унифицированными программами.

В своё время эта форма обучения сыграла огромную роль, позволив научить грамоте и необходимым навыкам большую часть населения разных стран, что создало основу для скачка в техническом развитии цивилизации. Заметим, что, выполнив свою историческую миссию, эта система потеряла эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Сегодня во всем мире нарастает беспокойство по поводу неудовлетворенности качеством образования и подготовки кадров. Складывается ощущение, что система образования «пробуксовывает», работает вхолостую. Несмотря на периодические реформы и нововведения, такие как, усложнение (или наоборот, упрощение) программ, увеличение времени обучения, выпуск новых учебников, изменение методов оценки знаний, компьютеризация, применение современных технических средств в обучении и др., средний уровень подготовки выпускников учебных заведений снижается из года в год.

А ведь задача системы образования в государстве – готовить квалифицированные кад ры, воспитывать грамотных, полезных обществу граждан. Плохое образование членов общества, бесспорно, не способствует процветанию государства. Ухудшение качества воспитания и обучения, как снежный ком, вызывает целый ряд негативных последствий во всех сферах жизни общества и на всех уровнях его управления.

Уже сегодня говорят, что недообразованность «специалистов» становится социально опасной, и речь здесь не только о снижении качества медицинских услуг или росте аварий, но также и об экономических ошибках и политических просчетах.

Какое же образование нужно обществу, переходящему из индустриальной эпохи в информационную? Пока очевидно лишь одно – образование должно быть другим, необходимы какие-то перемены. Одна из основных целей Образования – воспитание личности и передача культуры от одного поколения к другому. Культура обладает свойством цельности и делима только условно. Думаю, все согласятся с утверждением А.Гина о том, что «нахождение способа изображения удаленной перспективы художником Леонардо да Винчи и изобретение способа сохранения продуктов в холодильнике инженером Теллье - равнозначные события человеческой культуры».

Деление людей ещё в раннем возрасте на «физиков» и «лириков» ущербно в своей основе. Вспомним, что Леонардо да Винчи был не только величайшим художником, но и выдающимся инженером-фортификатором, он разработал идеи подводной лодки и вертолета за 500 лет до их появления. Знаменитый на весь мир ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни прекрасно разбирался и в математике с астрономией, и в медицине с фармакологией. Великий физик, Альберт Эйнштейн, играл на скрипке, интересовался психологией. Они были гениями, в том числе и потому, что не ограничивали себя рамками узкой предметной сферы.

 

Акиншина Н.Г.

НУУз им. Мирзо Улугбека