Рус  |  Узб

1
2
3
  • A-
  • A
  • A+

Образование в интересах устойчивого развития: надежды и непонимание

Мы не способны точно предсказать будущее. Эта неопределенность не позволяет представить, что именно мы должны знать и уметь, чтобы адекватно справляться с проблемами завтрашнего дня. То, что эти проблемы будут весьма непростыми, человечество уже осознало, и пытается найти способы наиболее оптимального их разрешения уже сегодня. Вторая половина прошлого столетия ознаменовалась тем, что лавина экономических, политических и экологических, проблем обозначили настоятельную потребность в радикальном изменении основ существования общества.

Постепенно происходило осознание обществом необходимости увязать социально-экономическое развитие с решением проблем окружающей среды.

Во многом, именно это определило причину, по которой на Конференции ООН по Окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.) была принята Концепция устойчивого развития, призванная помочь в разрешении проблем нас тоящего и будущего. В условиях нарастающей глобализации возрастает актуальность этой концепции, стихийное развитие общества становится опасным и недопустимым. Обоснованно считается, что переход современного общества к устойчивому развитию возможен при условии гармонизации социальных отношений, нравственном совершенствовании людей, изменении человеческих качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов.

Устойчивое развитие должно также характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимостью технологий, социальной справедливостью. Основными критериями такого развития, безусловно, должны быть всеобъемлющая безопасность и высокое качество жизни людей.

Главная ценность концепции устойчивого развития заключается в том, что она объединяет экологические, экономические, социальные и культурологические аспекты и демонстрирует их взаимосвязь и взаимозависимость. Важно и то, что она призвана раскрыть закономерности функционирования социоприродных систем и обосновать интересы и перспективы не только нынешних поколений, но и будущих, акцентируя внимание не неразрывном единстве общества и природы. Проблемы, с которыми человечество столкнулось в последние десятилетия, поражают своей сложностью и возможностью приведения к катастрофическим последствиям. Поэтому со всей остротой стоит вопрос, как эффективно их преодолевать с наименьшим ущербом?

Чтобы решать любые проблемы необходимо обладать необходимым запасом знаний и умений. И здесь возникает другой не менее важный вопрос. Какими знаниями, в каком объеме, и какими умениями должно обладать человечество, чтобы решать проблемы настоящего и не плодить их в будущем? Большинство людей вполне обоснованно могут заявить, что во-просами образования занимаются соответствующие учреждения, их у нас много, поэтому с приобретением знаний вроде проблем нет, было бы желание. Но есть и другое мнение – да, развитая система  разования имеется, однако качество образования не отвечает современным требованиям и точно не будет востребовано в будущем. И надо отметить, что данное мнение базируется на объективной и критической оценке ситуации.

Признаки кризиса в образовании проявились не сегодня и не вчера, они стали ощущаться уже в начале двадцатого века. Причин этого несколько, но наиболее значимая – консерватизм системы образования. Основные принципы обучения и подходы организации образовательного процесса на протяжении столетий изменялись незначительно, и существенно не меняли  основополагающего начала – передачи знаний от педагога ученику. При таком подходе, обучение целиком и полностью зависело от эрудиции и мастерства педагога.

Образование у нас массовое. В учебном помещении одновременно находится от 20 человек и более. Общеизвестно, что у обучаемых присутствующих на занятиях разные способности и  разные психофизические данные. А информация и новые знания плодятся сегодня с огромной скоростью. И тут возникает серьезное препятствие - как на базе традиционных методов обучения добиться эффективного приобретения знаний и необходимого опыта обучаемых с разными способностями и психофизическими данными.

Прямо скажем - непростая задача. Во времена сравнительно - медленного развития науки и технологий дидактический метод обучения вполне себя оправдывал, поскольку требования к уровню знаний выпускников школ были не столь обширными. А как жить сегодня - в информационную эпоху, когда лавинный поток знаний и информации таков, что обычному человеку просто невозможно все знать и владеть всей информацией? Следовательно, необходимо приобретать такие знания, опыт и умения быстрого поиска и использования информации, которые позволяют быть востребованными сегодня и завтра.

Примечательно, что 20% знаний созданных в сообществе устаревают менее чем за год, а 30% знаний, которые будут преподаваться в ближайшие десять лет, еще не открыты (Маркоф 1996).

После Саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) стало очевидным, что решение проблем современного общества и построение устойчивого будущего связано не столько с инновациями в науке и технологиях, сколько с мировоззрением общества и человеческими качествами жителей планеты. Если выделить приоритетные задачи перехода к устойчивому развитию, то они сводятся к следующему:

  • поддержание на глобальном и региональном уровнях социальной гармонии;
  • формирование культуры устойчивого развития на всех уровнях;
  • реформирование системы образования.
  • Для достижения устойчивого развития необходимы:
  • политическая система, содействующая участию широких масс в принятии решений; правовая система, основанная на принципах гражданского общества (для этого требуется развитая система просвещения, образования и воспитании населения);
  • экономическая система, ориентированная на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение (требуется научно-техническая и кадровая база для разработки энерго- и ресурсосберегающих технологий);
  •  социальная система, обеспечивающая гармонию общественных отношений (просвещение, воспитание, уважительное отношение к местным культурным традициям должно стать приоритетом государственной политики);
  •  международная система, способствующая устойчивости коммуникативных, торговых и финансовых связей (обеспечение мобильности и условия для изучения иностранных языков); информационная система, обеспечивающая гласность и получение новой информации (повсеместная доступность информации, владение ИКТ);
  • образовательная система, обеспечивающая профессиональную компетентность и формирующая высокие человеческие качества (требуется в первую очередь подготовить преподавательский состав, владеющий новыми педагогическими технологиями как ключевых действующих лиц в трансформировании образования и общества);

технологическая система, ориентированная на биосферосовместимые технологии и др.

Вышеуказанные требования это - необходимые условия для трансформации культуры современного общества и ее перехода к качественно новому состоянию. Образование во все времена являлось определяющим фактором духовных, научно-теоретических и практических предпосылок воспроизводства и развития общества.

Азизов А.А.

НУУз им. М.Улугбека,

Отдел прикладной экологии