Рус  |  Узб

1
2
3
  • A-
  • A
  • A+

Организация эффективной службы экологического самоконтроля.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Именно поэтому главной целью и движущей силой реализуемых в Республике Узбекистан преобразований стало не просто гармоничное развитие и благосостояние человека, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, а и обеспечение благоприятных условий окружающей среды.
Законом Республики Узбекистан «Об охране природы» определено, что «жители Республики Узбекистан имеют право на проживание в благоприятной для их здоровья и здоровья будущих поколений природной среде, охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды» (ст. 12), а целями охраны природы в первую очередь являются «создание благоприятных условий для здоровья людей, сохранения экологического равновесия, рационального неистощительного природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально-экономического развития республики» (ст.3).
Общепринято, что состояние здоровья человека определяется тремя основными факторами: генетическими, качеством жизненного уровня и факторами среды обитания. И при этом, показатели здоровья населения, находятся в прямой зависимости от состояния окружающей среды.
По оценкам экспертов ВОЗ около 23% всех заболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды.
Формирование современной системы экологической безопасности в Узбекистане проводится с учетом основ международного правового опыта, достижений современной науки, техники и технологии, все это является одним из основополагающих условий национальной безопасности нашего государства.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля:
1. Предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений);
2. Последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического законодательства в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности);
3. Мониторинг окружающей среды.
Таким образом, экологический контроль – одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой способ организационно-правового обеспечения рационального природопользования и сохранности экологической системы с активным вмешательством по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.
В 1992 году принят Закон Республики Узбекистан "Об охране природы", который установил правовые, экономические и организационные основы сохранения условий природной среды, рационального использования природных ресурсов. Целью данного Закона является - обеспечение сбалансированного гармоничного развития отношений между человеком и природой, охрана экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, гарантирование прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с данным Законом Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, подчинен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и осуществляет государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными лицами законодательства в области использования и охраны природы.
Помимо Госкомприроды, специально уполномоченными государственными органами по охране природы являются:
• Министерство здравоохранения Республики Узбекистан,
• Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе,
• Министерство внутренних дел Республики Узбекистан,
• Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан,
• Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

Основными задачами Госкомприроды Республики Узбекистан являются:
• обеспечение проведения единой государственной политики в области экологической безопасности, охраны окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов;
• осуществление государственного контроля за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными лицами законодательства в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного и растительного мира, атмосферного воздуха;
• осуществление межотраслевого комплексного управления природоохранной деятельностью;
• организация и координация работ по обеспечению благоприятного состояния окружающей среды и оздоровлению экологической обстановки.


Вместе с тем, следует отметить, что помимо конституционного права граждан на благоприятные условия окружающей среды, в свою очередь, они обязаны беречь окружающую среду и принимать участие в ее охране.
Хотя государство и обладает наиболее полным комплексом прав и полномочий в сфере экологического контроля, активное участие и помощь общественности, как ННО, так и отдельных граждан является необходимым атрибутом для успешной деятельности в сохранении природы нашей страны.
Статьи 13, 14, 15 проекта закона «Об экологическом контроле» дают весьма существенные права общественности и позволят стать ей надежным помощником государственных структур в обеспечении экологической безопасности Республики Узбекистан
Это особенно актуально на фоне того, что ведомственный и производственный экологический контроль на большинстве предприятий республики (особенно негосударственного сектора) в настоящее время находится в состоянии абсолютно не отвечающем современным требованиям.

Наличие действенного производственного и общественного контроля, дополняющие и усиливающие работу государственного надзора, подтолкнет многие предприятия к необходимости организации эффективной службы экологического самоконтроля.

 


Мустафина А.А.

Заместитель Председателя Ташгоркомприроды.