Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB».

  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Велосипедные столицы: как сделать город чище и здоровее.

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Накануне Центрально азиатского международного экологического форума 2018 в Ташкенте состоялось событие, которое говорит о многих положительных тенденциях в сторону чистыхгородов, здорового образа жизни и возможности развития альтернативного вида транспорта. Идею проведения Всемирного дня велосипеда в Ташкенте поддержали 

представители дипломатических корпусов, сотрудники посольств и ведомств, простые жители города Ташкента. Все дружно приняли участие в веломарафоне, организаторами которого выступила Федерация велоспорта Узбекистана совместно с посольством Туркменистана в Узбекистане.

Во многих странах мира велосипед стал или становится важнейшим средством передвижения на городских улицах и не случайно. На это есть ряд аргументов: он экологически чист, полезен для здоровья, разгружает город от потока машин, занимает небольшое пространство и, что очень важно, делает город более дружелюбным, человечным и привлекательным для туристов.Когда появится этот вид транспорта на наших улицах –вопрос времени. Но, для развития велосипедной инфраструктуры требуется учитывать много факторов, таких как безопасность, развитие взаимосвязанной сети велодорожек, вело парковки, безопасное хранение велосипедов и т.д.

Возможно поэтому сегодня для Ташкентцев, администрации Хомията города Ташкента, для приверженцев активного образа жизни важен имеющийся опыт и успешные практики в этой сфере.

На ЦАМЭФ 2018 эксперты и участники щедро делились своим опытом. Елена Ерзакович, директор Общественного Фонда «VeloFriends»рассказала,как вело транспорт завоёвывает улицы Алматы и становиться популярным у жителей города:

«Я приехала в Ташкент, для участия в экоФоруме, чтобы представить проект «Зелёная устойчивая мобильность в городах». Последние 6 лет Алматы стала пилотным регионом для апробирования различных практик в области устойчивой мобильности. Поначалу для Алматы была разработана Стратегия Устойчивого транспорта, где представляли и рассчитывали индикаторы, по которым город должен отслеживать свой прогресс по внедрению технологий, направленных на сокращение выбросов от транспорта. Самым большим компонентом в крупных городах остаётся общественный транспорт. Мы рассматривали как сократить выбросы от данного вида транспорта. Кроме этого в нашем проекте был большой компонент, связанный с вело-пешеходными передвижениями. Т.к. все города мира на сегодняшний день делают большой акцент на активную мобильность, как способ оздоровления населения, увеличение подвижности.

Вторая часть нашего проекта была посвящена разработке инфраструктуры, которая будет влиять на безопасность пешеходов и велосипедистов. Т.к. именно безопасность – это такой ключевой вызов для современных городов. Если люди не чувствуют себя в безопасности, то их ни за что не убедишь передвигаться на велосипеде. В рамках проекта мы проводили не один тренинг для инженеров, которые проектируют дороги. А так же делали пилотные проекты, чтобы показать, как должны выглядеть идеальные велодорожки. Исходя из интереса Ташкента я презентовала те подходы, которые должны учитываться при реализации подобных проектов. Незадолго до ЦАМЭФ 2018 наша команда в Алматы принимала делегацию из Ташкента, это были представители районных Хокимиятов города Ташкента, которые проявляли конкретный интерес к развитию подобной инфраструктуры. Наибольший интерес был к BikeSharingSystems, т. е. к системе «общественного велосипеда», которая в Алматы завоевала очень большую популярность. Расширение площадей велодорожек прямо пропорционально увеличению велопоездок, что говорит о хорошем, здоровом тренде».

А какие ошибки, которые были у вас, вы бы рекомендовали учитывать при развитии вело инфраструктуры в Ташкенте?

Прежде всего нужно сразу формировать сеть. И даже, если вы начинаете делать какую то одну дорожку, вы должны понимать как она будет встроена в будущую вело сеть. Если мы говорим о транспортной инфраструктуре, а не о поездах в парках или за городом, то мы должны предлагать велосипедистам понятную маршрутную сеть Именно поэтому мы рекомендовали прокладывать велодорожки по улицам, которые наиболее благоприятные для велосипедистов, там где нет большого автомобильного трафика или есть тень хорошая. Что немаловажно в наших Азиатских городах, где тень от деревьев – это спасительная прохлада в летний зной. Второй аспект, который важно учитывать сразу – это безопасность велодорожек. Попытки нарисовать просто полосу на асфальте не являются хорошим решением. Т.к. наши автомобилисты не очень привыкли к велосипедистам и нужно для этого время. Поэтому необходимо какое-то физическое отделение от проезжей части. Кроме того, бывают ошибки в городах, когда начинают отбирать пространство у пешеходов и рисуют вело полосы на пешеходных дорожках, что порождает неминуемые конфликты. Это плохая практика.

В городе должна формироваться бизнес-стратегия. Например, чтобы у компаний, офисных зданий, учебных заведениях должны формироваться вело парковки. У персонала, который хочет ездить на работу на велосипеде или у школьников, чтобы эта физическая активность была безопасна.

В офисах можно предусмотреть помещение, где можно было бы переодеться после дороги. Это демонстрирует дружественность офисов к зелёному транспорту.

Так же были проведены исследования, что там где есть велосипедные трасы, очень хорошо развивается малый бизнес. Потому что велосипедисты чаще совершают различные покупки или чаще посещают небольшие кафе.

Видны ли результаты от данного проекта?

«Да, в Алматы велосипедистов, визуально,сталогораздо больше. Велосипед в тренде у молодёжи. В прошлом году был 1% перемещений на велосипеде по городу. С каждым годом эти показатели будут увеличиваться. В Алматы идёт перекраивание улиц, меняем пространство, а в Ташкенте это сделать очень легко, так как у вас очень широкие дороги и улицы. Главное, чтобы это была небольшая физическая сегрегация от автомобильного потока. Велодорожки не требуют какого-то особого ухода, может уборки в зимний период.

Для популяризации велосипедного вида транспорта мы проводим вело фестивали. В этом году он так же был приурочен к Всемирному дню велосипеда. Мы попытались объединить те Организации, которые велосипед воспринимают с разных сторон. Это те, кто занимается велотуризмом или связаны бизнесом, продажей всего того, что связано с велосипедами. Ярким событием фестиваля является детский веломарафон. Большие велогонки на стадионе для детей от 2-х до 7-ми лет. В этом году приняло участие более 250 детей. Эти мероприятия очень нравиться детям, а через детей мы воздействуем на родителей».


Подписка на новости

© 2019 EkoMaktab. All Rights Reserved.