Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB».

  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»
  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

На днях  произошло одно показательное событие. Для многих оно возможно осталось без внимания, но только не для людей, озабоченных охраной нашей природы, безопасности окружающей среды.

             В Государственном комитет охраны природы и экологии ожидается вновь смена руководства. На днях, Шавкат Абдуразаков, вновь вернулся к обязанностям Хокима и стал исполняющим обязанности хокима Наманганской области. До этого, 6 марта 2020 г.  он был назначен на должность Председателя Госкомэкологии РУз. Продержался всего пол года.

            Возможно, он очень хороший человек. Он действительно демонстрировал свою активную позицию, желая вникнуть и сделать, что-то важное в новой для него сфере. Но проблема в том, что он не эколог и очень далёк от всей экологической действительности и чувства  природы как по своему основному образованию, так и по роду профессиональной деятельности. Вступив на должность Председателя Госкомэкологии, первое, что он сделал, стал распоряжаться природными ресурсами как единоличный хозяин. Вспомним  ситуацию с песками в Язванской степи. Данная уникальная природная территория находиться в Ферганской долине и является памятников природы. Она очень привлекательна для туристов и на особом счету у экологов. Но г-н Шавкат Абдуразаков решает судьбу Язванских песков по-хозяйски. Даёт разрешение на забор песка для строительства. Моментально пригоняется техника и, начинается варварская разработка песка. Все эти события вызывают бурю негодования общественности. После жалоб и шума в СМИ, это решение быстро аннулируется.

            Тут уместно вспомнить личность ещё одного Председателя многострадального Комитета по экологии и охране природы. В декабре 2013 на пост председателя назначен Бахтияр Хасанович Абдусаматов. Он так же не эколог. Окончил Университет мировой экономики и дипломатии (1996 год) и Ташкентский государственный экономический университет (2003). В Госкомприроду пришел с должности заместителя министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана.  Председателем работал до апреля 2017 года. Он изначально не скрывал, что данная должность в Комитете по экологии для него является стартовой площадкой для будущего карьерного роста. Затем, он был снят с должности Председателя комитета и переведён на должность хокима Юнус Абадского района Ташкента. Далее, он был задержан при получении взятки со всеми вытекающими последствиями. Этого человека уже нет в сфере экологии и охраны природы, но последствия от его реформирования будут «аукаться ещё очень долго». Он провёл реформирование всей структуры и разбалансировал её. Были значительно ослаблены позиции комитета, утрачено много ценных кадров в данной системе.

            Что мы имеем по итогам?  Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев проводит  совещание по вопросам совершенствования системы охраны окружающей среды. Цитируем сообщение: «На совещании, прошедшем в критическом духе, исполнение Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года и Стратегии по обращению с твердыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов признано неудовлетворительным».

 Народ доведён до отчаяния и «взбешён» в буквальном смысле от незаконной рубки деревьев в городах. И готов уже выходить с пикетами, грудью защищать деревья. Всю эту незаконную цепочку рубки деревьев на улицах столицы и в других городах можно прекратить очень быстро. Была бы воля….Что для нас, жителей данного региона лиственные деревья? Нет, не можжевельники и другая хвойная растительность. В нашем жарком климате с повышенной запылённостью лиственные деревья на улицах и во дворах необходимы как воздух.

Мы можем сколько угодно делать вид, что экология нас не касается и не затронет, но мы получаем уже не сильно здоровое поколение детей и хилую молодёжь, болезни лёгких, печени и почек у молодых людей, не говоря про благополучие взрослых и пожилых. Экология – это основа нашей безопасности, здоровья и благополучия. А Госкомэкологию РУз продолжает «трясти». Мы ждёт в её лице защиты, а она превратилась в «перевалочную базу» для «случайных» людей. Если человек, не имеет ни какого отношения к экологии и природе, ни по своему основному образованию, ни по роду деятельности и профессиональному опыту. А его назначают даже не инспектором, а Министром экологии!! Это так же, если бы врачом назначали бы продавца магазина. Как он будет лечить? Вы хотели бы полечиться у такого вот «врача»?

Около трех десятков лет функции и права Госкомитета последовательно урезались. Проверки крупных предприятий сведены до минимума, практически  выведены из под контроля экологов предприятия малого и среднего бизнеса. Бесконтрольны их выбросы в атмосферу и сбросы загрязняющих веществ в реки, каналы, водоемы. Это из-за их производственных нарушений выводятся из строя очистные сооружения. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, что приходит на Бектемирские и Саларские очистные сооружения столицы из промзон. А рядом уничтожается пойма Чирчика, это река из которой мы пьём. Её чистота и благополучие для нас просто жизненно необходимость. На месте законсервированных полигонов со стойкими химическими отходами в черте города идёт строительство жилья. Каким образом и кем выдаются разрешения на подобные хозяйственные действия? Кто должен контролировать наступление агрессивного бизнеса на беззащитную природу и экологическую безопастность?

            К сожалению, в сегодняшнем Узбекистане вопросы охраны окружающей среды вторичны. Первичны интересы бизнеса. Плачевные последствия  уже очевидны.

Очень хочется в завершении привести пример Китая. Защита окружающей среды оказалась в списке трех первоочередных задач властей — так называемых «трех великих битв»— наравне с ликвидацией нищеты и управлением экономическими рисками. «Мы не должны отдавать экологию на заклание экономическому развитию», — подчеркнул нынешний председатель КНР. Подтверждением тому стала солидная бюджетная поддержка природоохранной деятельности в 2020 году и укрепление института Охраны природы. К слову, в КНР введена уголовная ответственность за подтасовку экологической отчетности. Китайцы не бросают слов на ветер. Их девиз: «Нам нужны зеленые горы и изумрудные воды. Они нужны даже больше, чем горы золота и серебра, потому что они и есть — наше богатство».

 

Наталья Шивалдова.

Эко-журналист.


  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»
  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»
  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»
  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»
  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

19 сентября планета Земля погрузилась  в глобальную уборку – речь идет о Всемирном дне чистоты. Это гражданский проект по очистке городов и природных территорий от мусора, который одновременно состоялся в 180 странах при участии нескольких миллионов добровольцев. Экологические волонтёры Узбекистана не остались в стороне и поддержали это благородное начинание своими активными действиями.

 

Одновременно, экологические акции проходили сразу в нескольких районах столицы. А так же на природных территориях, которые пользуются популярностью у туристов и отдыхающих.

В Ташкенте «эпицентром чистоты» стали парк «Болажон», набережная Буржара и площадь Аль-Хорезми. Организаторами данных инициатив выступили Общественный совет при Хокимияте города Ташкента, Общественный совет  при  Государственном комитете по экологии и охране окружающей среды, Общественная экологическая Организация «Екомактав». Проведение мероприятий с таких размахом стало возможным благодаря поддержке Госкомэкологии РУз, ГУП Махсустранс, Хокимията г. Ташкента, Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.

Помимо уборки, ещё одной целью акции является установление контакта экологов с представителями бизнеса и государства. Дело в том, что люди могут сколько угодно убирать мусор и учиться его сортировать, но если после уборки его будет некуда деть, в акции не будет смысла.

Представители экологических сообществ отмечают, что с каждым годом интерес бизнеса к подобным мероприятиям растет. Хочется отметить значимую поддержку ГУП Махсустранс, благодаря которой получилось выполнить всё задуманное на все 100%. Контейнеры для раздельного сбора мусора, специально предоставленные к месту проведения эко-хошара водовозы  и полив деревьев, футболки и кепки, рабочий инвентарь – всё это было предоставлено нашим важным партнёром.

Организаторы предполагали, что повсеместные мероприятия привлекут внимание общественности к проблеме мусора. Однако решать ее нужно системно: с помощью экопросвещения, снижения потребления, внедрения сберегающих технологий и раздельного сбора. Поэтому на каждом месте уборки участников экологической акции ждали не только перчатки и мешки для сбора мусора, но и различные интерактивные зоны: где-то субботник совместили с мини лекциями, мастер-классами, а где-то субботники превратились в экологический квест. Организаторы эко-акции на площади Аль Хорезми предложили волонтёрам попробовать свои силы в плоггинге. Это экологическое движение, при котором бег трусцой сочетается со сбором мусора. 

            19 сентября так же состоялась молодёжная экологическая экспедиция в Угам-Чаткальский национальный природный парк. Эко-волонтёры прибирали природную территорию лесхоза вдоль русла реки Гулькамсай. Эта территория очень живописная и пользуется популярностью у отдыхающих.  Данная экологическая экспедиция состоялась в рамках проекта ННО «Екомактав» и Общественного совета при Госкомэкологии Руз «Обеспечение доступа к информации и вовлечение гражданского общества в решении экологических проблем» по программе «Партнёрство для инноваций».

            - «К сожалению, в таких популярных туристических местах не организована инфраструктура по обращению с мусором. Думаю, людям будет полезно посмотреть на следы пребывания туристов и оценить антропогенную нагрузку на природные территории», – рассказывает член оргкомитета «Всемирного дня чистоты», член общественного совета при Госкомэкологии РУз, директор общественной организации «Екомактав» Наталья Шивалдова – «конечно, очищать природу от мусора нужно не только в специально выделенный для этого день. Волонтеры и представители природоохранных движений круглогодично трудятся над экологическим просвещением обычных граждан и представителей бизнеса. Но суть этого дня в том, чтобы выйти на улицы в едином порыве – тогда экологические проблемы станут наиболее заметны».

Отдельное спасибо наставникам и ребятам из молодёжного эколого-туристического клуба «Зелёный МИР» и руководителю клуба, Пулату Серикбаеву. Все участники и организаторы горды тем, что провели свой день с пользой для окружающей среды. Участники очень хотят надеется, что природные территории в городах и за их пределами стали не просто чистыми, а «устойчиво чистыми».

Своими активными действиями мы показали, что хотим жить в чистоте. Нам не нравиться, когда из окон автомобилей, из рук пешеходов, туристов, жителей микрорайонов и отдыхающих нагло выбрасывается мусор. Во время акции на природе волонтёры собрали около 300 кг. А ведь кто-то его привёз с собой, а потом, после отдыха на природе, оставил. Очень не приятно, когда так относятся к природе, не уважают труд других и не заботятся о своём здоровье и благополучии будущих поколений. Ведь мусор – это угроза для благополучия всего живого и индикатор общего культурного уровня населения.

 

Наталья Шивалдова.

 

#WorldCleanupDay2020Uz, #UzCleanup2020, #TozalikKuni2020 и #ДеньЧистоты2020.


Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В новых публикациях CAMP4ASB об изменении климата объясняются последние научные исследования воздействия климата на отдельные реки Центральной Азии, действия фермеров по адаптации к изменению климата и экологически чистые технологии, которые можно было бы шире использовать в регионе.

Скачать PDF 


  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В третьем национальном сообщении по изменению климата указывается, что повышение температуры воздуха в Узбекистане будет продолжаться в соответствии с уже наблюдаемыми трендами и к 2030-м годам составит 1,0-1,4оС. При общем потеплении климата в будущем увеличивается вероятность интенсивных «волн жары» и сохраняется вероятность волн холода.

Какой прогноз дают наблюдения и исследования водных стоков в Узбекистане? Этот и ряд других актуальных вопросов мы задали ведущему эксперту и исследователю Ташкентского института инженеров ирригации

и механизации сельского хозяйства – Наталье Валентиновне Мягковой.

 

На основании анализа данных многолетних исследований проведена оценка степени потепления в различных областях республики и  его возможных последствий для формирования водного стока. Сделан вывод о возможном росте минерализации речных вод в зоне потребления стока. Расскажите подробнее на чём основаны такие прогнозы?

- « Узбекистан относится к уязвимым странам в отношении изменения климата. Повышение среднегодовых температур воздуха в Узбекистане происходит на фоне высокой естественной изменчивости, которая обуславливает значительные межгодовые колебания. Наиболее значительные повышения среднегодовых температур воздуха отмечены на метеостанциях Ташкент и Фергана (1,80С и 1,60С соответственно). В среднем по Узбекистану темпы повышения температуры воздуха  составляют 0,270С за 10 лет.

Анализ динамики годовых сумм осадков, осредненных по различным районам Узбекистана, за период 1950-2017 годы показывает тенденции к уменьшению. Наиболее выраженные тенденции уменьшения сумм осадков отмечены на южных равнинах Узбекистана и пустынях Бухарской и Кашкадарьинская областей.

Годовые суммы осадков в зоне формирования стока бассейна Сырдарьи во времени и по сценариям выбросов парниковых газов меняются незначительно, в бассейне Амударьи возможно сокращение осадков на 13% при реализации экстремального сценария выбросов парниковых газов. В целом по всем сценариям отмечается тенденция к понижению уровня увлажнения в регионе.

Для водных ресурсов Узбекистана огромное значение имеет горное оледенение водосборного бассейна Аральского моря. Темпы сокращения оледенения варьируют по территории и по временным периодам от 0,1 до 1,65% в год. Оценка будущего спроса на воду показала, что уже в настоящее время запросы воды для орошения и экологических целей не удовлетворяются. Дефицит водных ресурсов значительно возрастет в условиях изменения климата.

К 2040 году даже при увеличении стока рек бассейнов Амударьи и Сырдарьи, общий дефицит воды для орошения в Узбекистане, может составить 8,0%, при неизменном стоке – 15,4%, при сокращении стока дефицит водных ресурсов может достигать 33,5%».

Какие районы Узбекистана будут наиболее уязвимыми?

- «Как указывается в национальном сообщении по изменению климата, в связи с возможным сокращением вегетационного стока и увеличением водопотребления во всех секторах экономики в результате изменения климата и за счет интенсивного роста населения в Узбекистане значительно возрастают риски формирования экстремального маловодья и засухи, особенно в нижнем течении рек бассейна Амударьи (Республика Каракалпакстан, Хорезмская и Бухарская области). Наиболее уязвимыми окажутся также районы, водообеспечение которых зависит от стока малых рек. Риски атмосферной засухи рассматривались в отношении пахотных земель, лугов и пастбищ. Согласно умеренному сценарию выбросов парниковых газов (WRE750), доля площадей лугов и пастбищ, подверженных высокому риску атмосферной засухи (40 и более дней в году с дефицитом влажности воздуха более 50 гПа), может достигнуть 28%, а доля пахотных земель с высоким риском засухи – 35%».

А в чём особенности водных ресурсов Узбекистана?

- «Водные ресурсы Узбекистана определяются поверхностным стоком рек Сырдарьи и Амударьи (55%), стоком малых рек (33%), подземных вод (около 10%), коллекторно-дренажного стока (2%). Всего на территории Узбекистана насчитывается более 17 тыс. естественных водотоков, большая часть которых представлена реками длиной менее 10 км. В маловодные годы русла многих малых рек пересыхают.

Сток рек Амударьи и Сырдарьи формируются на территории Таджикистана и Кыргызстана. На водосборных площадях бассейнов Сырдарьи средний многолетний сток составляет 38 км3, из них 10% формируется на территории Узбекистана, реки Амударьи – 79 км3, и 8% из них формируется в Узбекистане.

Сток р. Амударьи зарегулирован водохранилищами. Комплекс ирригационной системы включает большое число каналов, насосных станций, коллекторов, ирригационных сбросов. К крупным каналам относятся Каракумский канал, Каршинский магистральный канал с каскадом из 6 насосных станций и Аму-Бухарский канал.

Сток р. Сырдарьи зарегулирован крупными водохранилищами: Кайраккумское в Таджикистане (проектный объем 3,4 км3), Шардаринское в Казахстане (проектный объем 5,2 км3). Кроме того, на одной из составляющих – р. Нарын находится крупнейшее Токтогульское водохранилище, полная емкость которого составляет 19,5 км³, полезная – 14 км³. С 1993 г. был изменен режим использования Токтогульского водохранилища с ирригационного режима на энергетический, что соответственно повлияло на внутригодовое распределение стока, и пик половодья стал приходиться на осенне-зимние месяцы, что приводит к дефициту воды в вегетационный период.

В горной зоне качество вод по общей минерализации является высоким (от 60 до 400 мг/л). Специфические загрязняющие вещества, такие как тяжелые металлы, фенолы, природные углеводороды, присутствуют в пределах фоновых значений. В равнинной области, в зоне потребления речного стока, и устьевых участков рек поверхностные воды имеют повышенную минерализацию (от 1070 до 2500 мг/л), а в зоне влияния промышленно-городских агломераций характеризуются повышенным содержанием нитритного азота, органических веществ и тяжелых металлов».

Узбекистан наращивает производительность сельского хозяйства за счёт увеличения орошаемых земель. Каковы последствия и перспективы для нас?

- «С развитием орошаемого земледелия и отводом коллекторно-дренажного стока за пределы орошаемых массивов, по периферии зон орошения стали образовываться водоемы в естественных понижениях рельефа, которые выделены в отдельный тип – ирригационно-сбросовые озера (ИСО). Общий объем возвратных вод от различных водопотребителей и водопользователей колеблется в пределах 28-33 км3/год. В бассейне Аральского моря суммарный объем ИСО уже превышает объем всех водохранилищ. К наиболее крупным относятся Саракамыш, Денгизкуль, Судочье в бассейне р. Амударьи и Айдар-Арнасайская система озер в среднем течении р. Сырдарьи. Располагаясь на пути сезонных миграций водоплавающих птиц, ирригационно-сбросовые озера являются их местом отдыха и кормежки. Так, в Рамсарский список охраняемых водно-болотных угодий включены озеро Денгизкуль и Айдар-Арнасайская система озер.

Водохранилища Узбекистана осуществляют сезонное регулирование стока и подразделяются по виду эксплуатационных водных ресурсов на водохранилища ирригационного и комплексного назначения. Водохранилища комплексного назначения используются для решения ирригационных, энергетических и рыбохозяйственных задач.

Как показывают исследования, климатические изменения, происходящие в настоящее время, оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие.  Высокую уязвимость Узбекистана к изменению климата подтверждает оценка Всемирного банка, основанная на комплексном индексе, учитывающем три показателя:

- подверженность воздействию, которая характеризует степень изменения климата;

- чувствительность к изменению климата, которая учитывает факторы, усиливающие воздействие климатических изменений, и включает в себя: наличие водных ресурсов на душу населения, экономические показатели, состояние инфраструктуры, степень загрязнения окружающей среды;

- долговременные изменения температуры воздуха и осадков. Повышение среднегодовых температур воздуха в Узбекистане происходит на фоне высокой естественной изменчивости, которая обуславливает значительные межгодовые колебания. Темпы потепления превышают средние темпы, наблюдаемые в глобальном масштабе».

Вы сопоставляли результаты наблюдений за много лет. Каковы тенденции в изменении климата, основанные на данных метеостанций?

- «Немного сложный язык терминов, но я постараюсь объяснить понятнее. Тенденции к потеплению проявляются по всем станциям, имеющим длительные ряды наблюдений. Наиболее значительные повышения среднегодовых температур воздуха отмечены на метеостанциях Ташкент и Фергана, для которых разница двадцатилетних средних значений (1900-1919 гг. и 1994-2013 гг.) составила 1,8 и 1,6оС, соответственно. Эти изменения являются статистически значимыми (отношение трендового приращения к стандартному отклонению Тr/σ>1,5).

На юге Узбекистана тенденции к потеплению слабее, а на станции Джизак имеют место наиболее низкие темпы, связанные с масштабным орошением Голодной степи. Среднегодовые температуры воздуха. На большинстве станций Узбекистана повышение среднегодовых температур воздуха с 1950 г. является статистически значимым, тренд потепления почти в 2 раза превысил естественную изменчивость. Наибольшие темпы потепления отмечаются на севере республики и в больших городах (0,30-0,43оС за 10 лет), наименьшие – в горной зоне (0,10-0,14оС за 10 лет).

Умеренные темпы потепления отмечаются в районах, где в рассматриваемый период времени создавались орошаемые массивы. В среднем по Узбекистану темпы потепления составили 0,27оС за 10 лет.

Фактически доступные для использования водные ресурсы полностью определяются водностью рек бассейнов Амударьи и Сырдарьи в конкретном году. Существует ряд международных соглашений и документов, касающихся распределения и управления водами трансграничных рек  между странами.

Объем водных ресурсов, которыми может располагать Узбекистан соответственно межгосударственному вододелению, определен в размере 59,2 км3по году 90% обеспеченности. Как отмечено выше, фактический водозабор из поверхностных водотоков зависит от доступности водных ресурсов, т.е. от водности года. Помимо поверхностных вод больших и малых рек, нужды водопотребителей покрываются за счет эксплуатационных запасов подземных вод и повторного использования коллекторно-дренажного стока.

В современных условиях в распоряжении Узбекистана находится в среднем 11,5 км3поверхностного стока внутренних рек, 42,0 км3 трансграничных рек и 9,43 км3возвратных и подземных вод. В связи с дефицитом водных ресурсов с 1993 года в стране принято лимитированное (ограниченное) водопользование всех потребителей, которое устанавливается по принципу равной водообеспеченности и приоритетности обеспечения водой.

В общем объеме водопотребления доля ирригации в среднем за период 1996-2017 гг. составила 86%, доля энергетики – 8%, доля питьевого и коммунального водоснабжения – около 4%. Ирригационное потребление напрямую зависит от водности текущего года. Наблюдается некоторая тенденция снижения ирригационного потребления в результате увеличения площадей под зерновыми и их сокращения под техническими культурами, в том числе и под такими влагоемкими как хлопчатник, а также активного внедрения водосберегающих технологий. В современных условиях для орошения порядка 4,2 млн. га земель забирается в среднем 48,17 млрд.  м3воды.

Происходящие климатические изменения (рост температур воздуха, сокращение горного оледенения и сезонного снежного покрова, уменьшение количества атмосферных осадков, повышение изменчивости климатических характеристик) негативно влияют на режим формирования и количество водных ресурсов в регионе. Возможное сокращение стока рек и интенсивный рост численности населения в нашей стране может увеличить потребности в воде   и создать трудности для сохранения баланса между спросом и доступными водными ресурсами».

Понятно, что необходимо сокращать затраты воды в земледелии. Но без воды просто невозможно в наших условиях заниматься сельским хозяйством. Будут ли меняться нормы по затрате воды и сама вода?

 - «Прогнозируемое изменение климата может оказать существенное воздействие на развитие и устойчивость сельскохозяйственного производства, базирующегося на орошаемом земледелии. Согласно обновленным климатическим сценариям, ожидаемое повышение температур воздуха в аридной зоне обусловит рост испарения с сельскохозяйственных полей и повышенные требования на воду для ирригации. Возможное сокращение водных ресурсов приведет к возникновению ряда проблем, связанных с удовлетворением спроса на воду сельскохозяйственного сектора и населения, приобретая особую остроту в маловодные годы.

Потребности в орошении сельскохозяйственных культур в условиях изменения климата оценены на основе расчетов эвапотранспирации с учетом почвенных свойств и биологических особенностей сельскохозяйственных культур. Изменения величины оросительных норм по агроклиматическим зонам будут зависеть от особенностей географического положения и ожидаемых климатических условий. Согласно расчетам, оросительные нормы для большинства культур (хлопчатника, люцерны, овощей, древесных насаждений) увеличатся к 2030 г. на 5,8-7,3%, к 2050 г. – на 9,7-15,0%.

Современная ситуация в зоне интенсивного потребления стока характеризуется высокой степенью зарегулирования речного стока, засолением и загрязнением вод и ландшафтов. В многолетнем аспекте в изменении количественных характеристик химических ингредиентов в речных водах этой зоны просматриваются как положительные, так и отрицательные тренды. В последние 15-20 лет новые орошаемые территории практически не осваиваются и нет существенного роста стока КДВ, соответственно отсутствует повсеместный выраженный рост минерализации речных вод при сохранении ее повышенного уровня в нижнем течении основных рек. Изменение значений минерализации в последние годы в основном связаны с климатическими факторами, а именно с многолетними колебаниями водного стока.

На водотоках в их нижнем течении хорошо выражена обратно пропорциональная зависимость между минерализацией и расходами воды: коэффициент корреляции (r) среднегодовых значений варьирует в пределах 0,68-0,83. При этом в маловодные годы (1986, 1989, 1997, 2000, 2001, 2011 гг.) в ЗИПС среднегодовые значения минерализации в замыкающих участках рек могут возрастать по сравнению со среднемноголетними значениями в 1,1-1,6 раза, а в отдельные месяцы – в 2-5 раз. Это свидетельствует о том, что потепление климата может привести к снижению качества воды в реках. В условиях прогрессирующей аридизации климата и сохранения неизменной ситуации в управлении поверхностным стоком, вероятно, следует ожидать роста минерализации речных вод в зоне потребления стока.

Таким образом, изменение климата приводит к росту антропогенной нагрузки на водные ресурсы Узбекистана, что неизбежно приводит к повышению риска экологических проблем, особенно в части сокращения водных ресурсов как по качеству, так и по количеству».

 

Публикация подготовлена в рамках проекта Регионального экологического центра

Центральной Азии «Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его

последствий в бассейне Аральского моря» (#CAMP4ASB), финансируемого

Всемирным банком.

Беседовала

Наталья Шивалдова.


  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Сегодня мировым сообществом признано, что изменение климата является наиболее серьезной проблемой, стоящей перед человечеством. Изменение климата оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и требует незамедлительных мер по предотвращению негативных последствий и адаптации к новым условиям жизни.В Узбекистане за период с 1880 г. по настоящее время повышение среднегодовой температуры составило порядка 1,6°С (с 13,2 до 14,8°С),что превышает средние темпы, наблюдаемые в глобальном масштабе.

 По прогнозам специалистов, в 2030-2050 гг. температура воздуха в регионе может возрасти еще на 1,5-3°С. Наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье, что еще усугубится местными климатическими изменениями. Узбекистан относится к категории стран , наиболее уязвимых к изменению климата. Дальнейшее увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приведет к росту температур и, согласно оценкам экспертов, приведет к возрастанию рисков нехватки воды и продовольствия в результате засухи, повышению заболеваемости населения вследствие увеличения продолжительности и напряженности жаркого периода года, а также к увеличению повторяемости других опасных явлений – селей, паводков, прорывов высокогорных озер и т.д.

 Кроме того, потепление отрицательно отразится на состоянии экосистем, приведет к обострению экологической ситуации особенно в таких регионах как Приаралье, Каракалпакстан, Сурхандарьинская, Бухарская и Хорезмская области.

Как осуществляется контроль за ситуацией, где фиксируется и как применяется. С этими и многими другими вопросами мы обратились к ведущему эксперту Узгидромета, руководителю группы, ответственной за подготовку Четвертого национального сообщения и Первого Двухгодичного отчета Республики Узбекистан для РКИК ООН, Торянниковой Раисе Владимировне.

Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан, как ответственная организация по выполнению обязательств по РКИК ООН, и Парижского соглашения приступил к подготовке Четвертого национального сообщения об изменении климата и первого Двухгодичного отчета по обновленным данным, посредством реализации проекта ГЭФ/ЮНЕП/Узгидромет «Узбекистан: Подготовка Четвертого национального сообщения (ЧНС) и Первого Двухгодичного отчета по обновленным данным (ПДО) Республики Узбекистан для Рамочной Конвенции ООН об изменении климата».

Подготовка ЧНС и ПДО будет основываться на предыдущих исследованиях и оценках, использовать уже существующие институциональные структуры и реализовываться согласно правилам и требованиям РКИК ООН, руководствами МГЭИК. Проект будет осуществляется при тесном взаимодействии ключевых министерств, ведомств, научных институтов, государственных, акционерных и частных компаний, неправительственных организаций.

Цель: Всесторонний анализ информации о деятельности страны в области изменения климата по 2018 г. представленный в соответствии с требованиями РКИК ООН.

  1. Кто и для чего готовит эти доклады?

- «Ответственной организацией за координацию деятельности по выполнению РКИК ООН и Парижского соглашения в стране является Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгидромет). В Узгидромете создан и работает Национальный секретариат РКИК ООН, координирующий деятельность по выполнению обязательств страны.

В соответствии с требованиями РКИК ООН и Парижского соглашения, страны, являющиеся Сторонами Конвенции, обязаны представлять Национальные сообщения об изменении климата каждые четыре года.  Данный документ является всеобъемлющим отчетом страны о процессе выполнения Конвенции и Парижского соглашения по следующим направлениям деятельности:

- Инвентаризация парниковых газов;

- Наблюдаемые изменения климата и возможные оценки на долгосрочную перспективу, согласно принятым сценариям;

- Оценки уязвимости территории, секторов экономики, населения к климатическим изменениям;

- Анализ мер смягчения - действий, направленных на сокращение выбросов и увеличение поглощений парниковых газов;

- Прогнозы выбросов парниковых газов;

- Анализ мер в области адаптации;

- Анализ потребностей в инновационных технологиях для решения проблем, связанных со смягчением и адаптацией к изменению климата;

- Анализ научных исследований и систематических наблюдений;

- Повышение потенциала и осведомленности широких слоев населения в области изменения климата».

  1. Для кого они готовятся, кто ими пользуется ?

-«Подготовка регулярных НС является одним из основных обязательств стран- сторон РКИК ООН.  Все НС  готовятся на основе широкого вовлечения всех заинтересованных министерств, ведомств, организаций, в том числе неправительственных, а также частного сектора, которые предоставляют необходимую информацию и экспертов.

НС всех стран членов РКИК публикуются на сайте РКИК ООН в широком доступе.

РКИК ООН имеет в своем составе органы, которые анализируют поступающую информацию в виде Национальных сообщений и интегрируют ее на региональном и глобальном уровне,  в том числе для оценки глобальных выбросов ПГ.

На национальном уровне  Национальные сообщения также широко используются заинтересованными министерствами и ведомствами, поскольку в них приводятся прогнозные оценки изменения климата на долгосрочную перспективу и дается оценка возможного влияния изменения климата на основные сектора экономики. НС готовятся также предназначены для широкого информирования общественности по вопросам изменеия климата. Также в НС дана оценка выбросов ПГ и информация об основных источниках выбросов, а также приводятся  прогнозы выбросов ПГ на перспективу.

Национальные сообщения об изменении климата представляются в Секретариат РКИК ООН, а также издаются в твердой копии и на CD-дисках на трех языках для представления соответствующим министерствам и ведомствам» .

  1. В чём отличие новой версии от предыдущей?

«В каждой новой версии Национального сообщения об изменении климата публикуется обновленная на текущий момент времени информация об изменении климатических характеристик, национальных условиях (обстоятельствах),  имеющих отношение к проблемам изменения климата, в том числе политики страны в области изменения климата, государственных программах, направленных на сокращение выбросов ПГ (меры смягчения) и адаптацию  к изменению климата. Также в национальном сообщении приводятся  обновленные оценки выбросов ПГ (инвентаризация ПГ) и другие вопросы. Каждое новое Национальное сообщение готовится с использованием обновленных методологий МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменеию климата) и новых климатических моделей. Поэтому каждое следующее НС содержит наиболее современные , уточненные и детальные оценки по сравнению с предыдущим».

  1. Почему важное значение уделяется гендерному балансу в вопросах изменения климата? И вошёл ли данный вопрос в Четвёртое сообщение?

«Стороны РКИК ООН признали важность равноправного участия женщин и мужчин в процессах РКИК ООН, а также в разработке и осуществлении национальной политики в области климата, учитывающей гендерные аспекты, путем создания специального пункта повестки дня в рамках Конвенции, посвященного вопросам гендера и изменения климата.

Участники 23-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), в Бонне (Германия) приняли первый в истории План действий по гендерным вопросам. План должен содействовать «укреплению роли женщин в борьбе с изменениями климата».

Принятый план разрабатывали 12 лет, хотя связь экологических проблем и гендера возникла давно — о гендере как о «расширении прав и возможностей женщин» говорится в рамках так называемой Концепции устойчивого развития и в публикациях Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) «Женщины и окружающая среда». 

Проблема не нова, и вопрос «женщина и климатические изменения» поднимается давно. В плане речь идет о том, что изменения климата по-разному влияют на мужчин и женщин: женщины сильнее страдают от этого. 

В соответствии с требованиями РКИК ООН, в Четвертое Национальное сообщение будет включена глава «Гендер и изменение климата»».

  1. В какие национальные стратегии и планы развития планируется интегрировать вопросов изменения климата.

«Вопросы изменения климата косвенным образом включены во все разработанные в последнее время  в стране стратегии развития отраслей экономики, а также в Национальные Цели устойчивого развития (ЦУР, 2018г.). В основном это крупные мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности и ресурсосбережение,  развитие возобновляемых  источников энергии, лесонасаждение.

Вопросы изменения климата включены в Стратегию перехода республики Узбекистан на «зеленую экономику» на период  до 2030 года, которая была подготовлена Узгидрометом и утверждена Постановлением Президента в 2019 году. В нее включены мероприятия, которые будут способствовать сокращению выбросов   ПГ и адаптации к изменению климата.

Кроме этого, в настоящее время Узгидрометом разрабатывается Национальный план действий по реализации Парижского соглашения, который планируется завершить к середине 2020 г.

Также вопросы изменения климата включены в Концепцию охраны окружающей среды (2019 г.)., стратегию обращения с твердыми бытовыми отходами.

В настоящее время разрабатываются долговременные стратегии в области электроэнергетики и нефтегазовой отрасли, которые в свою очередь, будут включать мероприятия, способствующие сокращению выбросов ПГ».

  1. Когда ожидается представление Четвёртого национального сообщения?

-«Представление Четвёртого Национального сообщения запланировано на конец 2022г.

В рамках ЧНС ведется подготовка Первого Двухгодичного доклада по обновленным данным. В нем будет представлена информация о выбросах парниковых газов  (ПГ) и мерах, предпринимаемых в стране по сокращению выбросов  ПГ. Этот Двухгодичный доклад будет завершен в конце текущего года. Он также как и ЧНС будет представлен в РКИК ООН. Доклад будет включать в себя инвентаризацию ПГ от всех антропогенных источников выбросов на территории страны за период 1990-2017 годы. В настоящее время Узгидромет ведет работу по его подготовке».

Интервью провела Н.Шивалдова.

Публикация подготовлена в рамках проекта Регионального экологического центра Центральной Азии «Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в бассейне Аральского моря» (#CAMP4ASB), финансируемого Всемирным банком.


  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Базовыми условиями для развития мер по адаптации к изменению климата и сокращению выбросов парниковых газов являются информация и знания. Адаптация к изменению климата – новое направление в развитии многих стран мира, включая страны Центральной Азии.

Развивать собственные информационные ресурсы климатической информации в каждой стране зачастую неэффективно и очень затратно.

Не случайно в Европейском Союзе создана единая информационная платформа Climate-ADAPT. Она поддерживает европейские страны в адаптации к изменению климата. Платформа предлагает большой объём информации. Этот же путь – создание единой информационной платформы – перспективен и для стран Центральной Азии.

Проект «Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в бассейне Аральского моря» (CAMP4ASB) завершает разработку Центрально-Азиатской Климатической Информационной Платформы (ЦАКИП). Работы ведет команда международных и местных специалистов, привлеченных компанией ИКАРДА. Пока платформа климатической информации находится в стадии разработки.

5 мая 2020 года состоялось онлайн-совещание по обсуждению прогресса разработки ЦАКИП. В совещании приняли участие представители национальных партнеров проекта CAMP4ASB от государственных органов Таджикистана: Комитета охраны окружающей среды, Министерства финансов Республики Таджикистан и Узбекистана: Узгидромет, специалисты РЭЦЦА от проекта CAMP4ASB, команда разработчиков ЦАКИП – ИКАРДА.

Во время совещания Ирина Бекмирзаева, менеджер Региональной координационной группы проекта СAMP4ASB, рассказала о роли Регионального экологического центра Центральной Азии (CAREC) по развитию данной платформы как части регионального компонента проекта СAMP4ASB. Запуск нового климатического информационного ресурса планируется до сентября нынешнего года.

Энрико Бонаюти, руководитель проекта ИКАРДА по разработке Центрально-Азиатского климатического информационного портала, кратко представил платформу и интегрированные в нее интерактивные инструменты и возможности для электронного обучения. Основная цель платформы – удобный доступ к глобальным, региональным и местным данным и информации по изменению климата, а также их обработка и визуализация в виде инфографик, карт и т.д.  Платформа покрывает наряду с базами данных тематические научные публикации, доклады, информацию об успешном опыте, мероприятия и другие виды информации.

Уже сейчас ЦАКИП предоставляет доступ к более чем 11 тысячам документов. Интерфейс платформы обеспечивается на 7 языках: английском, русском, казахском, кыргызском, таджикском, туркменском и узбекском. Информационные ресурсы ЦАКИП позволяют работать с данными за многие годы. Например, карты по устойчивому управлению земельными ресурсами показывают динамику за последние 40 лет. Платформа ориентируется на потребности в климатической информации различных целевых групп. Например, мобильные приложения для фермеров позволят им получать повседневные рекомендации по климатическим и гидрологическим данным.

В ходе онлайн-совещания были обсуждены также планы по обеспечению институциональной основы для устойчивого функционирования создаваемой Центрально-Азиатской Климатической Информационной Платформы. По разрабатываемой платформе проводятся консультации с заинтересованными сторонами в странах Центральной Азии. На этой основе производится доработка информационного ресурса и корректировка планов по его продвижению и внедрению. Также, для размещения на платформе, дополнительно ведутся работы по разработке интерактивных карт, методологий оценки уязвимости и климатических рисков и других информационных материалов.

Публикация подготовлена в рамках проекта Регионального экологического центра

Центральной Азии «Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его

последствий в бассейне Аральского моря» (#CAMP4ASB), финансируемого

Всемирным банком.


Подписка на новости

© 2020 EkoMaktab. All Rights Reserved.