Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB».

  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»
  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Шаг за шагом, к сильному гражданскому обществу.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация, которой я руковожу в этом году будет отмечать юбилей, мы существуем и активно работаем в городе Ташкенте уже 10 лет. Идея, объединиться в организацию, зарегистрироваться и получить официальный статус для дальнейшей продуктивной деятельности, появилась в дружном педагогическом коллективе. Оглядываясь на пройденный

путь в десяток лет, могу сказать, что мы вместе с нашей организацией росли, развивались и взрослели. Взрослели, как взрослеет ребёнок, делая свои первые и неуверенные шаги. За эти годы, мы стали более требовательны к своей деятельности и её результатам, появился опыт по осуществлению руководства и делопроизводства, поиска средств, а так же в кадровой работе, хозяйственной деятельности. Всё то же, что требуется для полноценной деятельности любой организации, коммерческой или общественной. Учитывая существенное различие в том, что миссия общественной некоммерческой организации заключается в служении обществу.

Как только общественная организация получает официальный статус и становиться юридическим лицом, она попадает в правовое поле. И чем лаконичнее и чётче это поле, тем проще в нём ориентироваться, принимать взвешенные решения и планировать свою деятельность. Радует и обнадёживает то, что правовое поле для ННО в Узбекистане развивается и усовершенствуется, давая ощутимую и необходимую поддержку нашей деятельности во благо общества. И как прямой показатель, значительный рост общественных организаций, возрастание их гражданской активности и уровень влияния на демократические процессы, происходящие в стране. Возможности и условия, которые сегодня создаются для развития гражданского общества радуют и вселяют надежду.

У ННО на сегодня имеются привилегии в регистрации, перегистраиции, открытии отделений, проведении мероприятий, регистрации символики и многих других видов деятельности, важных для благополучного функционирования. В 2007 году принят Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», который в соответствии с общепризнанной международной практикой дал возможность широкого практического применения механизмов государственной поддержки в виде государственных субсидий, социальных заказов и грантов. В качестве косвенной финансовой поддержки для ННО предоставлен ряд налоговых и таможенных льгот.

Постановление Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества” от 12 декабря 2013 года значительно расширило возможности для успешного развития и функционирования общественного сектора в Узбекистане. Согласно этого постановления были значительно снижены ставки государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию ННО в 5 раз, с 10 до 2 минимальных заработанных плат. А размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию символики ННО в 2,5 раза, с 5 до 1 минимальной заработанной платы. Не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений ННО (представительства и филиалы), в том числе наделенных правами юридического лица. Государственные пошлины за регистрацию общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается в размере 50% от размеров утвержденных государственных пошлин. Эти предпринятые меры направлены на сокращение затрат из ограниченного бюджета некоммерческих общественных организаций. Здесь следует отметить, что все современные шаги, направленные на оказание содействия развитию институтов гражданского общества очень хорошо демонстрирует внимание и готовность быстрого реагирования государственных органов власти в оказании содействия для решения проблем, которые озвучиваются непосредственно самими общественными организациями.

На основании Постановление Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества” было подготовлено постановление Кабинета Министров от 10.03.2014 г. № 57. Данное постановление значительно упростило, внесло чёткость и ясность в административные процедуры общественных организаций.

По итогам принятых постановлений снижен с двух до одного месяца срок рассмотрения заявления о государственной регистрации ННО. Ощутимо упрощена процедура оформления учредительных документов и исключены требования о предоставлении излишних документов. В том числе исключено требование о нотариальном заверении, не требуется процедура регистрации Устава, учредительные документы достаточно предоставить только в двух экземплярах на государственном языке. Упрощен порядок подачи документов на перерегистрацию ННО и регистрацию символики организации, если таковая имеется. Помимо упрощения процедур, сокращения финансовых затрат практически до минимума, снижены и сроки рассмотрения заявлений о государственной регистрации ННО или процедуры прохождения перерегистрации, упрощена процедура закрытия общественной организации.

Здесь следует отметить, что наряду с упрощением многих административных процедур, так же упрощены процедуры представления отчетности ННО в налоговые, статистические и регистрирующие органы. Если раньше руководитель общественной организации готовил отчёты каждый квартал, то в настоящее время, сдаются отчёты только один раз в году.

Для того чтобы общественная организация могла позитивно влиять на общественное развитие, от нее требуется четко налаженная организация ее деятельности, в том числе осуществляемых мероприятий. Насколько я помню, за все 10 лет активной деятельности, наша организация, наряду со всеми другими ННО всегда и заблаговременно проходила процедуру согласования предстоящих мероприятий. Сейчас эта процедура стала более чёткой и конкретной на основании Приказа министра юстиции Республики Узбекистан от 4 июня за № 177-мх. Данным приказом утверждено положение о порядке согласования мероприятий негосударственных некоммерческих организаций.

По новым требованиям, ННО должны выполнить процедуру согласования мероприятия, предоставив необходимую информацию не менее чем за 20 дней до даты проведения. Информация всё та же: повестка дня предстоящего мероприятия, дата и место его проведения, список участников, копии раздаточных печатных, аудиовизуальных и других материалов, а также сведения об источниках финансирования мероприятия. Я, не вижу в этих нормах ничего нового. Мы всегда предоставляли подобную информацию, просто сейчас критерии стали более детализированными, подробнее прописанными. Согласитесь, когда есть чёткие рамки, всегда проще ориентироваться. Основанием для отказа в проведении мероприятия могут быть такие негативные проявления, как к примеру, насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета… Важно отметить, что органы юстиции должны в установленные сроки рассмотреть обращение ННО и не позднее чем за 5 дней до проведения мероприятия дать письменный ответ.

Какие плюсы в принятом приказе от 4 июня за № 177-мх имеются для ННО, для руководящего органа общественной организации? В первую очередь, чёткое планирование и лучшая подготовка предстоящего мероприятия, возможности для доскональной проработки всех деталей по его организации. Что, в целом, поможет вывести осуществляемое мероприятия на иной, качественный уровень, тем самым увеличить эффект полезности. Отмечу, что в положении особо подчеркивается недопущение незаконного вмешательства представителя органов юстиции в осуществляемые мероприятия.

Сама деятельность ННО предусматривает прозрачность и открытость. Всегда была и остаётся практика, когда на мероприятие приглашается как можно больше заинтересованных сторон, а так же те, для кого требуется донести определённую информацию, просигнализировать и оказать содействие в решении той или иной проблемы. В этом специфика нашей деятельности, деятельности во благо общества и окружающей среды.

Проанализировав правовое поле общественных организаций в странах по соседству и в удалении очевидно, что по ряду позиций для общественных организаций в Узбекистане предоставлено много привилегий и пунктов, которые обеспечивают и дают гарантии на свободу деятельности ННО.

Я уверена, что в силу новых предоставленных возможностей общественный сектор в Узбекистане выйдет на новый качественный уровень своего развития, с целью продвижения духовно-нравственных устоев и демократических ценностей.


Подписка на новости

© 2019 EkoMaktab. All Rights Reserved.