Аридность климатических условий и трансграничный характер основных водных источников обуславливает исключительную важность водохозяйственного сектора экономики, так как пресные водные ресурсы являются жизненно важным и ключевым фактором экономического и социального развития страны,
стабильности всего Центральноазиатского региона.
Что сегодня представляет Водное хозяйство Узбекистана, какие проблемы актуальны?
Р.А. Мамутов. : «Сегодня в распоряжении Узбекистана находятся 11,5 км3 поверхностного стока внутренних рек и 42,0 км3 трансграничных рек, а также 9,43 км3 возвратных вод.
Водное хозяйство республики – это сложный комплекс ирригационных систем, обслуживающих около 4,3 млн.га орошаемых земель, включающий более 180 тыс.км сети каналов, 140 тыс.км коллекторно-дренажной сети, около 160 тыс. сооружений, из которых свыше 800 крупных, 1588 насосных станций годовой мощностью 8,0 млрд.кВт, 55 водохранилищ общей емкостью 19,8 млрд.м3 и более 4100 скважин.
Узбекистан, как страна, имеющая самую обширную орошаемую площадь и самое большое население в регионе, является наиболее уязвимой в плане обеспеченности водными ресурсами. Только около 20% объема необходимых для потребностей страны водных ресурсов формируется внутри страны, когда как основная часть покрывается за счет ресурсов трансграничных рек Амударья и Сырдарья. В последние годы недостаток воды стал лимитирующим фактором в развитии сельского хозяйства.
В настоящее время общий годовой объем использования воды в республике составляет порядка 55 км3, в том числе на орошаемое земледелие используется около 50 км3, а на хозяйственно-питьевое водоснабжение городского и сельского населения приходиться около 3,5 км3.
В значительной части орошаемых угодий республики имеет место засоление почвы, высокий уровень залегания грунтовых вод, потери агробиоразнообразия и другие нежелательные явления. Как следствие, это влияет на развитие сельского хозяйства и других отраслей экономики.
Существует тесная взаимосвязь между качеством воды, здоровьем и жизненными условиями населения. Проведенные исследования показали, что социальное благополучие сельского населения, связано с надежной подачей воды на орошение, а так же улучшением мелиоративного состояния земель. Хорошее техническое состояние оросительной сети, эффективность дренажных систем способствуют сокращению фильтрации из каналов и полей орошения, и связанных с этим негативных последствий, как процессы заболачивания и засоления почвы.
Часть гидротехнических сооружений, которые построены в 60-70-е годы прошлого века, требуют реконструкции и модернизации. Пока большая часть внутрихозяйственной оросительной сети не инженерного типа и значительная часть каналов не имеет облицовки, КПД остается низким. В результате усложняется транспортировка воды, и увеличиваются непроизводительные потери водных ресурсов».
2. Каковы прогнозы по водным ресурсам на ближайшую перспективу? Р.А. Мамутов.: «Будущие изменения водных ресурсов определяются двумя основными факторами – изменениями климата и хозяйственной деятельностью человека.
Интенсивное потепление климата наблюдается во всем Центрально-Азиатском регионе. Потепление прослеживается, как в холодном, так и в теплом полугодиях. Данные наблюдений по территории Узбекистана также показывают устойчивую тенденцию к потеплению. Средние темпы потепления по территории Узбекистана составили 0.29°С за каждое десятилетие, начиная с 1950-х годов, что более чем в 2 раза превышает темпы потепления в среднем по планете.
Наглядным региональным индикатором изменения климата также являются изменение повторяемости высоких и низких температур воздуха. Например, в Приаралье число дней с температурой выше 40°С увеличилось в два раза, по остальной территории Узбекистана - в среднем в полтора раза.
Также фиксируется уменьшение числа дней с низкими температурами по всей территории республики. Водные ресурсы рек бассейна Аральского моря и их источники питания очень чувствительны к изменению климатических параметров.
Ведь к основными факторами, влияющими на сток рек при потеплении можно отнести сокращение снегозапасов, активное стаивание ледников, увеличение испарения в бассейнах рек.
С учётом этого, оценка водных ресурсов в связи с изменением климата на перспективу, сделанная в рамках подготовки Второго Национального Сообщения РУз по изменению климата, а также на основе моделирования формирования стока горных рек, показала, что с дальнейшим повышением температур воздуха сток рек будет сокращаться. Ожидается усиление изменчивости стока во всех бассейнах, но наиболее чувствительны к потеплению климата реки бассейна Амударьи, а так же малые водотоки.
Полученные оценки показывают, что изменение температуры воздуха и осадков на долгосрочную перспективу, на уровень 2050 года, возможно, приведет к сокращению стока рек Сырдарьи и Амударьи. Предполагаемые изменения стока этого периода для Сырдарьи будут в пределах 2-5 %, а для Амударьи – 10-15% от нормы.
Однако, при существующей в настоящее время ситуации в орошаемом земледелии, изменение климата приведет к усилению водного дефицита и дополнительным рискам для сельского хозяйства. Ожидается, что изменения климата приведут к увеличению повторяемости и суровости такого экстремального явления как засуха. В маловодные годы, когда наблюдается гидрологическая засуха, ситуация с водными ресурсами будет приобретать всё больше критический характер».
Несмотря на то, что сокращение водных ресурсов рек возможно к середине XXI века, адаптация к последствиям изменения климата уже сегодня является одной из важнейших задач.
3. Что делать и какие меры необходимы, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону ?
Р.А. Мамутов.: «В первую очередь, очень важно научиться взвешенно и бережно распределять имеющиеся в наличии водные ресурсы. В нашей ситуации, действительно, «каждая капля имеет значение». Можно обозначить меры по адаптации управления водными ресурсами в условиях изменения климата на двух уровнях, на национальном и региональном.
Учитывая рост населения, развитие экономики, а также усиливающее влияние изменения климата на режим рек, правительство республики делает все возможное для смягчения негативных последствий нехватки водных ресурсов. Вопросы улучшения водопользования и водопотребления, рационального использования и охраны водных ресурсов всесторонне отражены в постановлениях президента и кабинета министров, таких как «Об утверждении положения о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан» от 19 марта 2013 г.,№ 82, «О мерах по эффективной организации внедрения и финансирования системы капельного орошения и других водосберегающих технологий полива» от 21 июня 2013 г.,№ 176, «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешения на специальное водопользование или водопотребление» от 14 июня 2013 г., № 171.
В республике особое внимание уделяется мелиоративному улучшению орошаемых земель. Создан Фонд по мелиоративному улучшению орошаемых земель, принята Государственная Программа мелиоративного улучшения орошаемых земель. На выполнение этих мероприятий, включающих строительство, реконструкцию и восстановление коллекторно-дренажных систем, ежегодно выделяется более 100 млн.долларов.
Все это позволило улучшить мелиоративное состояние более 750 тыс.га орошаемых земель, уменьшить площадь сильно и среднезасоленных земель, а также достичь снижения уровня грунтовых вод, что в конечном итоге положительно повлияло на урожайность сельскохозяйственных культур и водопотребления на удельный гектар.
За счет средств международных финансовых институтов за последнее 10 лет в водохозяйственный сектор было направлено более 1,0 млрд. долларов на восстановление ирригационных и дренажных систем, модернизацию водохозяйственных объектов и насосных станций через 20 крупных инвестиционных проектов, что повысило КПД оросительных систем, улучшило техническое состояние гидротехнических сооружений и повысило управляемость и экономию оросительной воды.
Недавно принято постановление кабинета министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению безусловного выполнения государственной программы по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013 — 2017 годы» от 24 февраля 2014 г.,№ 39, изданный во исполнение постановления президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 годы» от 19 апреля 2013 г.,№ пп-1958.
За последние годы в стране осуществляется огромная работа по диверсификации сельскохозяйственного производства. Взамен влагоёмких культур, таких как хлопчатник, рис и люцерна, увеличен посев менее влагоёмких культур, например, таких как зерновые и бахчевые, набирает темпы развитие садоводства. Если в начале 90-х годов прошлого века более 50% орошаемых земель занимал хлопок, а остальные земли использовались для продовольственных нужд, то в современных условиях , доля хлопчатника в орошаемом земледелии составляет менее 30%, остальные орошаемые земли занимают зерновые, продовольственные и кормовые культуры, жизненно необходимые для населения. В результате этого водозабор по всей республике по сравнению в 80-ми годами уменьшился с 64 до 51 млрд. м3 в год.
Не менее важным является вопрос совершенствования планирования и управления водными и земельными ресурсами, где основными мерами адаптации является совершенствование нормативно-правовой базы, системы учета и управления качеством воды, улучшение гидро-экологического мониторинга, улучшения технического состояния действующих оросительных систем и дальнейшее институциональное развитие в сфере водопользования и водопотребления.
Население так же должно перестраиваться и менять своё потребительское отношение к жизненно важному водному ресурсу. Актуальными становится проведение ряда сельскохозяйственных реформ и усиление роли Ассоциации водопользователей и Ассоциации фермерских хозяйств, повышение информирования, знаний и навыков по устойчивому управлению водно-земельными ресурсами у населения.
Успешная реализация национальной адаптационной стратегии возможна лишь при условии наведения мостов между странами в управлении и использовании водных ресурсов.
4. В чём, на Ваш взгляд, заключается вклад совместного проекта МСВХ РУз и ПРООН «План интегрированного управления водными ресурсами и водосбережения в бассейне реки Зарафшан» ?
Р.А. Мамутов.: «Как показывает мировая практика, внедрение принципов интегрированного управления помогает решению вопросов справедливого распределения водных ресурсов между различными секторами экономики, учитывая также интересы окружающей среды.
Принимая это во внимание, правительство своим специальным решением одобрило реализацию совместного проекта Министерства сельского и водного хозяйства и Программы Развития ООН по разработке плана ИУВР и водосбережения для бассейна реки Зарафшан. Этот пилотный проект должен был стать моделью для разработки уже Национального плана в будущем. Поэтому для нас данный проект стал важным шагом на пути позитивных преобразований водного хозяйства страны.
Внедрение принципов ИУВР позволит укрепить наши позиции в отношении стран, расположенных выше по течению путем демонстрации того, что в нашей стране налажен порядок, и мы не выдвигаем требований в адрес стран, расположенных выше, без твердого на то основания.
Практическая деятельность, осуществлённая в рамках этого проекта, демонстрирует возможности внедрения современных и экономически эффективных методов управления водными ресурсами. Которые, в свою очередь, призваны обеспечивать региональное лидерство, и будут способствовать принятию аналогичных мер в соседних странах, тем самым обеспечивая согласованность принятия решений.
В рамках проекта был разработан Водный кодекс Узбекистана. Очевидно, что четко сформулированный закон или кодекс о воде обеспечит всеобъемлющую законодательную базу для всех видов деятельности, связанных с водой.
Проект продемонстрировал преимущества ИУВР в улучшении институциональной координации и институциональной эффективности, что поможет оптимизировать процесс управления водными ресурсами.
В ходе проектной работы был получен ценный опыт включения общественности и всех заинтересованных сторон в процесс планирования и принятия решений. Апробированы практики повышения эффективности использования водных ресурсов за счёт экономии воды и снижения объёмов её потребления.
Практический опыт и научно-теоретические обоснования, обобщенные в рамках проекта, позволят принимать более обоснованные стратегические решения, в том числе и об инвестициях в водохозяйственную инфраструктуру».
Мы надеемся, что знания и опыт, полученный при реализации данного проекта, послужит хорошей основой для расширения сотрудничества министерства и ПРООН в плане совместной разработки национального плана ИУВР.
Р.А. Мамутов
Заместитель начальника Главного управления
водного хозяйства МСВХ РУз