Сегодня мировым сообществом признано, что изменение климата является наиболее серьезной проблемой, стоящей перед человечеством. Изменение климата оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и требует незамедлительных мер по предотвращению негативных последствий и адаптации к новым условиям жизни.В Узбекистане за период с 1880 г. по настоящее время повышение среднегодовой температуры составило порядка 1,6°С (с 13,2 до 14,8°С),что превышает средние темпы, наблюдаемые в глобальном масштабе.
По прогнозам специалистов, в 2030-2050 гг. температура воздуха в регионе может возрасти еще на 1,5-3°С. Наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье, что еще усугубится местными климатическими изменениями. Узбекистан относится к категории стран , наиболее уязвимых к изменению климата. Дальнейшее увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приведет к росту температур и, согласно оценкам экспертов, приведет к возрастанию рисков нехватки воды и продовольствия в результате засухи, повышению заболеваемости населения вследствие увеличения продолжительности и напряженности жаркого периода года, а также к увеличению повторяемости других опасных явлений – селей, паводков, прорывов высокогорных озер и т.д.
Кроме того, потепление отрицательно отразится на состоянии экосистем, приведет к обострению экологической ситуации особенно в таких регионах как Приаралье, Каракалпакстан, Сурхандарьинская, Бухарская и Хорезмская области.
Как осуществляется контроль за ситуацией, где фиксируется и как применяется. С этими и многими другими вопросами мы обратились к ведущему эксперту Узгидромета, руководителю группы, ответственной за подготовку Четвертого национального сообщения и Первого Двухгодичного отчета Республики Узбекистан для РКИК ООН, Торянниковой Раисе Владимировне.
Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан, как ответственная организация по выполнению обязательств по РКИК ООН, и Парижского соглашения приступил к подготовке Четвертого национального сообщения об изменении климата и первого Двухгодичного отчета по обновленным данным, посредством реализации проекта ГЭФ/ЮНЕП/Узгидромет «Узбекистан: Подготовка Четвертого национального сообщения (ЧНС) и Первого Двухгодичного отчета по обновленным данным (ПДО) Республики Узбекистан для Рамочной Конвенции ООН об изменении климата».
Подготовка ЧНС и ПДО будет основываться на предыдущих исследованиях и оценках, использовать уже существующие институциональные структуры и реализовываться согласно правилам и требованиям РКИК ООН, руководствами МГЭИК. Проект будет осуществляется при тесном взаимодействии ключевых министерств, ведомств, научных институтов, государственных, акционерных и частных компаний, неправительственных организаций.
Цель: Всесторонний анализ информации о деятельности страны в области изменения климата по 2018 г. представленный в соответствии с требованиями РКИК ООН.
- Кто и для чего готовит эти доклады?
- «Ответственной организацией за координацию деятельности по выполнению РКИК ООН и Парижского соглашения в стране является Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгидромет). В Узгидромете создан и работает Национальный секретариат РКИК ООН, координирующий деятельность по выполнению обязательств страны.
В соответствии с требованиями РКИК ООН и Парижского соглашения, страны, являющиеся Сторонами Конвенции, обязаны представлять Национальные сообщения об изменении климата каждые четыре года. Данный документ является всеобъемлющим отчетом страны о процессе выполнения Конвенции и Парижского соглашения по следующим направлениям деятельности:
- Инвентаризация парниковых газов;
- Наблюдаемые изменения климата и возможные оценки на долгосрочную перспективу, согласно принятым сценариям;
- Оценки уязвимости территории, секторов экономики, населения к климатическим изменениям;
- Анализ мер смягчения - действий, направленных на сокращение выбросов и увеличение поглощений парниковых газов;
- Прогнозы выбросов парниковых газов;
- Анализ мер в области адаптации;
- Анализ потребностей в инновационных технологиях для решения проблем, связанных со смягчением и адаптацией к изменению климата;
- Анализ научных исследований и систематических наблюдений;
- Повышение потенциала и осведомленности широких слоев населения в области изменения климата».
- Для кого они готовятся, кто ими пользуется ?
-«Подготовка регулярных НС является одним из основных обязательств стран- сторон РКИК ООН. Все НС готовятся на основе широкого вовлечения всех заинтересованных министерств, ведомств, организаций, в том числе неправительственных, а также частного сектора, которые предоставляют необходимую информацию и экспертов.
НС всех стран членов РКИК публикуются на сайте РКИК ООН в широком доступе.
РКИК ООН имеет в своем составе органы, которые анализируют поступающую информацию в виде Национальных сообщений и интегрируют ее на региональном и глобальном уровне, в том числе для оценки глобальных выбросов ПГ.
На национальном уровне Национальные сообщения также широко используются заинтересованными министерствами и ведомствами, поскольку в них приводятся прогнозные оценки изменения климата на долгосрочную перспективу и дается оценка возможного влияния изменения климата на основные сектора экономики. НС готовятся также предназначены для широкого информирования общественности по вопросам изменеия климата. Также в НС дана оценка выбросов ПГ и информация об основных источниках выбросов, а также приводятся прогнозы выбросов ПГ на перспективу.
Национальные сообщения об изменении климата представляются в Секретариат РКИК ООН, а также издаются в твердой копии и на CD-дисках на трех языках для представления соответствующим министерствам и ведомствам» .
- В чём отличие новой версии от предыдущей?
«В каждой новой версии Национального сообщения об изменении климата публикуется обновленная на текущий момент времени информация об изменении климатических характеристик, национальных условиях (обстоятельствах), имеющих отношение к проблемам изменения климата, в том числе политики страны в области изменения климата, государственных программах, направленных на сокращение выбросов ПГ (меры смягчения) и адаптацию к изменению климата. Также в национальном сообщении приводятся обновленные оценки выбросов ПГ (инвентаризация ПГ) и другие вопросы. Каждое новое Национальное сообщение готовится с использованием обновленных методологий МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменеию климата) и новых климатических моделей. Поэтому каждое следующее НС содержит наиболее современные , уточненные и детальные оценки по сравнению с предыдущим».
- Почему важное значение уделяется гендерному балансу в вопросах изменения климата? И вошёл ли данный вопрос в Четвёртое сообщение?
«Стороны РКИК ООН признали важность равноправного участия женщин и мужчин в процессах РКИК ООН, а также в разработке и осуществлении национальной политики в области климата, учитывающей гендерные аспекты, путем создания специального пункта повестки дня в рамках Конвенции, посвященного вопросам гендера и изменения климата.
Участники 23-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), в Бонне (Германия) приняли первый в истории План действий по гендерным вопросам. План должен содействовать «укреплению роли женщин в борьбе с изменениями климата».
Принятый план разрабатывали 12 лет, хотя связь экологических проблем и гендера возникла давно — о гендере как о «расширении прав и возможностей женщин» говорится в рамках так называемой Концепции устойчивого развития и в публикациях Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) «Женщины и окружающая среда».
Проблема не нова, и вопрос «женщина и климатические изменения» поднимается давно. В плане речь идет о том, что изменения климата по-разному влияют на мужчин и женщин: женщины сильнее страдают от этого.
В соответствии с требованиями РКИК ООН, в Четвертое Национальное сообщение будет включена глава «Гендер и изменение климата»».
- В какие национальные стратегии и планы развития планируется интегрировать вопросов изменения климата.
«Вопросы изменения климата косвенным образом включены во все разработанные в последнее время в стране стратегии развития отраслей экономики, а также в Национальные Цели устойчивого развития (ЦУР, 2018г.). В основном это крупные мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности и ресурсосбережение, развитие возобновляемых источников энергии, лесонасаждение.
Вопросы изменения климата включены в Стратегию перехода республики Узбекистан на «зеленую экономику» на период до 2030 года, которая была подготовлена Узгидрометом и утверждена Постановлением Президента в 2019 году. В нее включены мероприятия, которые будут способствовать сокращению выбросов ПГ и адаптации к изменению климата.
Кроме этого, в настоящее время Узгидрометом разрабатывается Национальный план действий по реализации Парижского соглашения, который планируется завершить к середине 2020 г.
Также вопросы изменения климата включены в Концепцию охраны окружающей среды (2019 г.)., стратегию обращения с твердыми бытовыми отходами.
В настоящее время разрабатываются долговременные стратегии в области электроэнергетики и нефтегазовой отрасли, которые в свою очередь, будут включать мероприятия, способствующие сокращению выбросов ПГ».
- Когда ожидается представление Четвёртого национального сообщения?
-«Представление Четвёртого Национального сообщения запланировано на конец 2022г.
В рамках ЧНС ведется подготовка Первого Двухгодичного доклада по обновленным данным. В нем будет представлена информация о выбросах парниковых газов (ПГ) и мерах, предпринимаемых в стране по сокращению выбросов ПГ. Этот Двухгодичный доклад будет завершен в конце текущего года. Он также как и ЧНС будет представлен в РКИК ООН. Доклад будет включать в себя инвентаризацию ПГ от всех антропогенных источников выбросов на территории страны за период 1990-2017 годы. В настоящее время Узгидромет ведет работу по его подготовке».
Интервью провела Н.Шивалдова.
Публикация подготовлена в рамках проекта Регионального экологического центра Центральной Азии «Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в бассейне Аральского моря» (#CAMP4ASB), финансируемого Всемирным банком.