Как правительства Центральной Азии могут помочь предприятиям и гражданам пережить COVID-19?
- Наталья Шивалдова
- Elsof ru
- Просмотров: 20559
В то время как пандемия Covid-19 в странах Центральной Азии нарушает благополучную жизнь людей, система здравоохранения здесь, как и в других странах испытывает повышенную нагрузку. В то же время принимаемые государством меры по сдерживанию пандемии, такие как социальное дистанцирование, а также закрытие границ оказывают негативное влияние на национальные экономики, в частности, на малый и средний бизнес, который влияет на экономическую устойчивость региона. Из-за подверженности стран Центральной Азии изменениям на внешних рынках, будь то экспорт сырья, перемещение трудовых мигрантов и их денежных переводов, эти страны особенно уязвимы к ухудшению внешних условий. По предварительным прогнозам, это окажет неблагоприятные последствия для экономического роста, трудовой занятости и государственного бюджета.Понятно, что избежать рецессии во многих странах не удастся, однако при этом все равно пандемию сдерживать необходимо.
По оценкам ОЭСР (Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия), за каждый месяц карантина будет отнимать два процентных пункта роста ВВП.Влияние на рост ВВП будет зависеть не только от величины и продолжительности остановок на национальном уровне, но также от степени снижения спроса на товары и услуги, а также от мер по фискальной и денежно-кредитной политике в государстве.
В свете особенно жестких бюджетных ограничений, с которыми сталкиваются многие правительства стран региона, ряд международных финансовых учреждений мобилизовались для оказания немедленной финансовой поддержки.
Обзор по странам:
Кыргызстан: серьезно пострадал от COVID-19, который быстро истощает государственные финансы и парализует большую часть экономики страны. Чтобы противостоять последствиям кризиса, правительство должно будет одобрить дальнейшие меры по поддержке частного сектора и укрепить систему социальной защиты, наблюдая за колебаниями денежной массы. В долгосрочной перспективе сокращение бюджетного дефицита должно оставаться в центре внимания правительства, и для обеспечения устойчивого роста потребуются меры по улучшению правовой среды для бизнеса, формализации деловой активности и дальнейшему снижению торговых барьеров.
Таджикистан: экономические издержки кризиса будут высокими, даже если стране удастся удержать COVID-19 с минимальным распространением, учитывая структурные проблемы, стоящие перед страной, особенно ее зависимость от сокращения денежных переводов. В краткосрочной перспективе правительству необходимо будет сосредоточиться на выделении соответствующих ресурсов для защиты здоровья населения, обеспечения соблюдения мер сдерживания, обеспечения продовольственной безопасности, оказания поддержки частному сектору, в том числе посредством финансовых программ и налоговых льгот. В долгосрочной перспективе страна должна продолжить свои усилия по улучшению делового климата для увеличения частных инвестиций и занятости.
Узбекистан: глобальное экономическое воздействие COVID-19 ослабляет экономику Узбекистана, в частности, из-за падения цен и продаж природного газа в Россию и Китай, сокращения потоков денежных переводов от рабочих в России (около 1,3 млрд. Долл. США). А также частичного закрытия Казахстана, как основного экспортного рынка по поставкам свежей сельскохозяйственной продукции. Чтобы экономика выдержала шок, правительство должно будет найти правильный баланс между немедленными мерами по ускорению восстановления и постоянными усилиями по реформированию для поддержания потенциала роста страны и диверсификации ее экономики.
Текущий кризис является неким тестом на готовность стран Центральной Азии к наращиванию регионального политического взаимодействия, устранению торговых барьеров, росту экономического сотрудничества и урегулированию большинства многолетних региональных проблем.
Вместе с тем, региону важно уже сейчас задуматься о посткризисном мире, продумать собственную стратегию в новых условиях и подготовиться к ожидаемым структурным изменениям в мировом порядке и экономической системе. Сплоченность и слаженность общерегиональных усилий в противостоянии потенциальным чрезвычайным ситуациям требуют дальнейшего укрепления регионального сотрудничества, расширения комплекса мер по укреплению доверия в Центральной Азии, а также углубления торгово-экономического взаимодействия. Стратегическое планирование, взаимная поддержка и сбалансированная внешняя политика могут стать ключевыми факторами в скором преодолении пандемии и стабилизации эпидемиологической и социально-экономической ситуации в Центральной Азии.