Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB».

  • Эколого-ресурсный центр «EKOMAKTAB»

Засуха: от устранения последствий к смягчению рисков.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

По охвату территорий и масштабам негативного влияния на население засуха является доминирующем среди прочих природных бедствий в Узбекистане.Согласно произведенным оценкам наиболее уязвимым сектором экономики Узбекистана в отношении засух является сельское хозяйство, что при учете масштабности

и усиливающейся суровости засух, а также принимая во внимание наносимый ими ущерб,

позволяют сделать заключение о том, что засухи представляют реальную угрозу продовольственной безопасности Узбекистана.

 

Одним из наиболее масштабных и губительных проявлений изменения климата является опустынивание и засуха. Засуха или опустынивание могут происходить по разным причинам, среди которых так же результаты человеческой деятельности. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и засухой (КБО ООН), к которой Узбекистан присоединился в 1995 году, предусматривает различные меры. Основными целями конвенции являются, кроме прочего, меры по устранению причин, лежащих в основе опустынивания, расширение возможностей для создания системы раннего предупреждения о засухе и разработка долгосрочных стратегий и национальных программ, превентивных мер в отношении земель, которые еще не подверглись деградации.

Засухи в Узбекистане.

Узбекистан расположен в зоне засушливых и полузасушливых земель, подверженных частым засухам. За последние два десятилетия Узбекистан пережил несколько экстремальных гидрологических засух, в результате которых в охваченных засухой районах погибло от 50% до 75% урожая (Drought characteristics and management in Central Asia and Turkey: FAO Waters Report. — 44. — Rome, Italy: FAO, 2017). Засуха оказала существенное отрицательное воздействие на источники средств существования населения и продовольственную безопасность и является серьезным риском для экономики страны.

 По имеющимся данным, в засуху 2000−2001 годов производство зерновых снизилось на 10%, хлопка — на 17%, риса — на 60%; нанесенный засухой ущерб оценивается примерно в 130 млн долларов США (World drought management and mitigation assessment for Central Asia and the Caucasus. Phase two. Country drought management and mitigation profile and strategy. — Tashkent, Uzbekistan: WorldBank, 2006). Согласно опросам, абсолютное количество фермеров (94%) пережили потрясения, связанные с засухой.

Доля населения, проживающего на территориях, подверженных засухе составляет 76,3%.  При возникновении гидрологической засухи наблюдается резкое сокращение располагаемых водных ресурсов.

 Принимая во внимание то обстоятельство, что сельскохозяйственный сектор экономики страны (с высокой долей орошаемого земледелия) является одним из определяющих факторов продовольственной безопасности страны и одновременно является наиболее уязвимым в отношении засухи. А также то, что непосредственно на территории Узбекистана формируется лишь 8-9% от располагаемого стока, то ранняя идентификация засухи является ключевым моментом для выработки комплекса мер, направленных на смягчение последствий засухи и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Существует экспертное мнение, что климатические изменения будут приводить к более частой повторяемости засух в Узбекистане и усилению их интенсивности  (Sorg, A., Bolch, T., Stoffel, M., Solomina, O., &Beniston, M. (2012). Climate change impacts on glaciers and runoff in Tien Shan (Central Asia). NatureClimateChange, 2(10), 725), следовательно, затраты на управление кризисными ситуациями будут только возрастать.

До сих пор в Узбекистане борьба с засухой сводилась к применению дорогостоящих мер по управлению кризисными ситуациями, т. е. к устранению последствий засухи, а не к внедрению экономических мер по смягчению рисков засухи, которые все чаще озвучиваются сегодня.

Чрезвычайная сложность и пространственно-временная изменчивость факторов, определяющих условия возникновения засухи, усложняет задачу предупреждения засухи. Однако, учитывая, что воздействие гидрологической засухи проявляется непосредственно через изменение режима стока рек, то оценивая такое изменение можно учитывать комплексное воздействие факторов.

Анализ ситуаций, приводящих к гидрологической засухе в бассейнах рек Аральского моря, является методической основой для развития раннего предупреждения засухи, что, в свою очередь, позволяет заблаговременно готовиться к условиям маловодья и планировать мероприятия по смягчению этих последствий.

Можно ли быть готовым и смягчить последствия?

Готовность к засухе означает, что меры по смягчению рисков и институциональные действия проводятся до наступления засухи для эффективного устранения ее последствий и сведения к минимуму негативного воздействия засухи на население, экономику и окружающую среду.

На сегодняшний день определены ключевые меры политики в области смягчения рисков засухи в Узбекистане:

  • необходимость повышения эффективности использования водных ресурсов путем очистки, ремонта и обслуживания ирригационно-дренажных систем;
  • внедрение засухоустойчивых сортов сельскохозяйственных культур;
  • внедрение водосберегающих технологий орошения земель;
  • содействие фермерам в выходе на новые рынки сбыта, в том числе и обеспечение доступа к страхованию рисков от засухи.

Кроме этого, в области устранения причин опустынивания и засухи необходимо применение приоритетных мер:

  • диверсификация сельскохозяйственных культур;
  • выведение засухоустойчивых сортов и производство их семян, включая производство семян культур для диверсификации;
  • повышение эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве;
  • совершенствование деятельности служб по распространению опыта и консультативных служб;
  • расширение линейки продуктов страхования рисков засухи, в частности, видов страхования на основе индексов погодных деривативов;
  • совершенствование системы мониторинга и прогноза засух (сбор данных, моделирование гидрологических и экономических условий, открытый доступ к данным);
  • усиление координации мер по устранению причин и последствий засухи и мер по смягчению рисков засухи.

На сегодняшний день имеется востребованность в обновлении регламентирующих документов и разработке Национальной стратегии смягчения рисков для обеспечения готовности к засухе на основе последних исследований о воздействии засухи. Помимо этого, очень актуально повышать осведомлённость всех заинтересованных сторон о последствиях засухи, анализе затрат и издержек, а также о возможных превентивных мерах по смягчению рисков засухи и мерах по ликвидации последствий засухи.

Наталья Шивалдова.


Подписка на новости

© 2020 EkoMaktab. All Rights Reserved.