До обретения независимости самостоятельность Узбекистана в разработке норм национального водного права, как и других республик Средней Азии (Киргизия, Таджикистан, Туркмения) и Казахстана, была возможна в рамках соответствующего законодательства Союза ССР. Так, согласно «Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1971 г.) были приняты последние Законы советских республик Центральной Азии в сфере водных отношений:
- Водный Кодекс Казахской ССР (1972 г.);
- Водный Кодекс Киргизской ССР (1972 г.);
- Водный Кодекс Туркменской ССР (1973 г.);
- Водный Кодекс Таджикской ССР (1974 г.);
- Водный Кодекс Узбекской ССР (1972 г.).
Правовое регулирование межреспубликанских и международных водных отношений осуществлялось согласно Водным Кодексам республик и иному законодательству Союза ССР. Разрешение споров и конфликтов между союзными республиками и между союзными республиками и странами дальнего зарубежья осуществлялось:
- По водопользованию между союзными республиками – Министерствами мелиорации и водного хозяйства (ММВХ) или Правительствами союзных республик, при невозможности решения вопроса на межреспубликанском уровне – ММВХ или Правительством Союза ССР;
- По трансграничному водопользованию между союзными республиками и странами дальнего зарубежья - Правительством Союза ССР.
Позиции водного законодательства союзных республик региона были очень близки до начала их суверенного развития, так как "Основы…" определяли жесткие рамки, внутри которой допускалось законотворчество республик в сфере водных отношений.
Разработанные в начале 1970-х гг. Водные Кодексы (Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР) были практически одинаковыми по формату и содержанию норм и имели силу в части не противоречащей законодательству новых независимых республик Центральной Азии, до принятия ими национальных законодательных актов в сфере водных отношений.
Провозглашение независимости странами Центральной Азии (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан) обусловило необходимость переработки правовой базы регулирования водных отношений на национальном и межгосударственном уровнях.
Более подробно можно скачать здесь